«Пятерка»

Вопрос про отмену роуминга в ЕАЭС стали обсуждать в 2014 году. Тогда разница базовых тарифов на международные звонки и исходящие звонки в роуминге сетей операторов в Беларуси, России и Казахстане составляла от 4,4 до 5,9 раза. Более того, тарифы на исходящие звонки в среднем были в 3-5 раз выше максимального тарифа в государствах Евросоюза, а на передачу данных – в 8-21 раз.

Стоимость услуги связи в роуминге формируется из расходов по транзиту трафика и дополнительных затрат (биллинг, предотвращение мошенничества) и зависит от курса валют. Более 90% стоимости услуг по пропуску международного трафика приходится на завершение вызова (так называемый интерконнект).

За четыре года, прошедшие с момента объявления о намерении создать единое поле мобильной связи, стороны смогли лишь наметить «основные принципы справедливого роуминга». Дело в том, что национальные операторы оказались не готовы терять свою прибыль. Кроме того, сдерживающими факторами стали ограниченные технологические возможности, а также нерешенность вопроса возможного мошенничества при предоставлении услуг.

В ноябре 2019 года Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) поручил сформировать «дорожную карту» отмены с учетом предложений государств. В октябре 2020 года сообщалось, что отмена гостевого роуминга на территории ЕАЭС предполагает пять этапов. В частности, снижение тарифов должно было начаться с 1 июля 2021 года — не более 90% платы за такую услугу в домашнем регионе. Затем с 1 января 2022 года — не более 70%, с 1 января 2023 года — не более 40%, с 1 января 2024 года — не более 20%, а с января 2025 года стоимость связи в роуминге в странах ЕАЭС должна соответствовать домашней.

29 октября 2021 года Совет ЕЭК утвердил план по внедрению справедливых тарифов в государствах ЕАЭС. Документ подготовлен в рамках исполнения инициативы 2019 года и предполагает проработку возможности организации прямых стыков между сетями операторов связи ЕАЭС, говорится в сообщении ЕЭК.

Также план включают в себя комплекс мер, направленных на борьбу с мошенничеством и обеспечение прямого взаимодействия операторов связи при пропуске международного роумингового трафика.

Источник — https://pixabay.com/

Помимо прочего, планом предусмотрена разработка правил добросовестного использования справедливых тарифов, которые будут включать в себя в том числе определение шаги тарификации и максимального объема (периода) оказываемых по справедливым тарифам услуг связи в роуминге.

ЕЭК проведет мониторинг исполнения мероприятий по плану. После их полной реализации Коллегия ЕЭК примет ряд рекомендаций для сотовых операторов стран ЕАЭС, направленных на переход с 2025 года на тариф в роуминге, максимально приближенный к «домашнему», говорится в сообщении.

По словам министра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Армана Шаккалиева, свобода общения – одна из ключевых основ для реализации четырех свобод евразийского проекта, который объединяет Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Кыргызстан. Поэтому негоже, чтобы потребители ограничивали себя в общении из-за высоких тарифов на услуги связи в роуминге.

— Во-первых, снижение стоимости услуг связи в роуминге будет постепенным и проходить по утвержденному графику. Во-вторых, мы ожидаем, что оно будет стимулировать рост потребления, компенсирующего потери. Например, в Европейском союзе после внедрения правила «Роуминг как дома» объем потребления мобильного интернета вырос почти в 5,5 раза, а объем звонков — почти в 2,5 раза, — сказал Шаккалиев, комментируя «Российской газете» опасения по поводу снижения выручки операторов связи.

Арман Шаккалиев отметил, что в ЕЭК наблюдают за экспериментом по снижению тарифов между Россией и Беларусью. «Этот опыт может оказаться для нас очень ценным — мы хотим взять его за основу», — сказал он.

Однако эксперты полагают, что договоренности между «двойкой» будет сложно сразу транслировать на всю «пятерку». Тем более, что на пути отмены роуминга в рамках Союзного государства Беларуси и России также возникало немало разногласий.

«Двойка»

Работа по созданию общего союзного рынка мобильной связи ведется уже несколько лет. Впервые с этой инициативой выступила в конце июня 2017 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. На тот момент реализовать идею было достаточно сложно, в России и Беларуси действовали разные принципы организации мобильной связи. В частности, в Беларуси межрегионального роуминга не было, а в России он был. Потом проблемой стал подход сторон к решению вопроса. По информации «Коммерсанта», Беларусь предлагала поэтапно снижать тарифы на услуги присоединения и пропуска голосового трафика и применять пониженные ставки только к роуминговому трафику, зафиксировав предельные размеры межоператорских и абонентских тарифов. Россия же – одномоментно кардинально снизить ставки интерконнекта, пересмотреть межоператорские тарифы и опустить тарифы для абонентов «до комфортного уровня». При этом в России утверждали, что белорусский подход невыгоден российскому бизнесу и фактически введет госрегулирование роуминговых тарифов. И если бы не политическое решение Минска и Москвы, то ситуация могла сохраняться на уровне переговоров еще долгое время.

Созданная группа высокого уровня при союзном Совмине смогла добиться того, что операторы связи России и Беларуси с 1 ноября 2020 года в тестовом режиме перешли на новую тарификацию в роуминге: ставка интерконнекта снизилась с 30 центов до 1,5 цента за минуту.  Это позволило многократно снизить стоимость связи для клиентов российских операторов в Беларуси и наоборот. Однако в условиях пандемии оказалось невозможным завершить «весь комплекс мероприятий, направленных на предотвращение телефонного мошенничества», поэтому тестовый режим продолжил действовать в 2021 году.

С 1 сентября 2021 года Беларусь и Россия официально перешли на «комфортный» роуминг. То есть была завершена опытная эксплуатации каналов связи в условиях снижения ставок интерконнекта на роуминговый трафик и начали применяться тарифы на постоянной основе. Это решение стало серьезным прорывом и позволило политикам в России и Беларуси снова заговорить о конкретной дате отмены роуминга в Союзном государстве — начало 2022 года. Однако окончательного решения еще нет.

Про отмену роуминга между Беларусью и Россией говорится в одной из 28 союзных программ, которые в сентябре текущего года одобрили правительства двух стран. Углубить российско-белорусскую интеграцию предполагается за 2021–2023 годы.

Впрочем, дальнейшее обсуждение снижения стоимости связи в роуминге может потерять актуальность. Руководитель Content Review Сергей Половников считает, что через пять лет вопрос высоких цен на голосовую связь не будет стоять из-за развития мессенджеров, а цены на мобильный интернет выровняет рынок.