Вопрос: Организация через агентство размещает объявление о сдаче в аренду помещения. Нужно ли уплачивать рекламный сбор?

Ответ: При размещении объявления о сдаче в аренду помещения через риелторское агентство у организации-арендодателя отсутствует обязанность по уплате рекламного сбора. В иных случаях обязанность по уплате сбора может возникнуть.

Обоснование: Плательщиками сбора за размещение (распространение) рекламы признаются в том числе юридические лица — рекламодатели, зарегистрированные в Республике Беларусь (подп. 1.1 ст. 307-12 НК). Определение термина «рекламодатель» содержится в абз. 13 ст. 2 Закона о рекламе.

Справочно
Рекламодатель — организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь (абз. 13 ст. 2 Закона о рекламе).
Рекламное агентство — юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, оказывающие услуги рекламодателю по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, посредством предоставления ее рекламораспространителю (абз. 5 ст. 307-11 НК).

Объектом обложения сбором признается оказание рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет (п. 1 ст. 307-13 НК).

Таким образом, при оказании рекламным агентством организации-арендодателю услуг по размещению рекламы на территории Республики Беларусь об объекте недвижимости, сдаваемом в аренду, возникает объект для рекламного сбора, а сама организация-арендодатель является плательщиком рекламного сбора.

Однако не признается объектом сбора оказание рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы об объекте недвижимости (п. 2 ст. 307-13 НК):

1) на досках объявлений;

2) в зданиях (помещениях, сооружениях);

3) на официальных интернет-сайтах органов государственного управления и государственных организаций;

4) в СМИ, редакциями которых являются госорганы и госорганизации.

Таким образом, если рекламное агентство будет размещать рекламу об объекте аренды вышеуказанными способами, то объект для рекламного сбора не возникает. По разъяснениям Мининформа, интернет-сайты, специализирующиеся на размещении (распространении) объявлений, не являются досками объявлений по смыслу законодательства о сборе. В этом случае объект рекламного сбора возникает.

Риелторская организация как рекламодатель

Размещение объявления о сдаче в аренду помещения возможно путем заключения договора с риелторским агентством.

Так как в рекламе объекта недвижимости наряду с объектом недвижимости объектом рекламирования является в том числе риелторская организация и ее услуги (ч. 2 п. 2 ст. 21 Закона о рекламе), риелторская организация не только предоставляет рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь, но и является организацией, услуги которой рекламируются и которая определила некоторые из объектов рекламирования в рекламе.

Согласно позиции МАРТ, размещение (распространение) риелторской организацией рекламы объекта недвижимости, рекламодателем которой риелторская организация является, на собственном сайте или с использованием иных принадлежащих ей ресурсов и имущества не облагается сбором, поскольку в данном случае рекламодатель и рекламораспространитель совпадают в одном лице и по этой причине отсутствует факт оказания рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы на основании возмездного договора, необходимый для возникновения базы для исчисления сбора.

Исходя из вышеизложенного возможны следующие варианты размещения рекламы об объекте недвижимости для организации-арендодателя:

1) заключение договора с риелторским агентством на оказание риелторских услуг, предусматриваются в том числе услуги по организации и размещению рекламы при оказании риелторских услуг. В этом случае у организации-арендодателя отсутствует обязанность по уплате рекламного сбора, т.к. риелторское агентство рекламирует и себя, и объект аренды, принимая на себя роль рекламодателя и все связанные с этим обязательства;

2) заключение договора с иным рекламным агентством:

а) размещение объявления рекламным агентством способами, предусмотренными в п. 2 ст. 307-13 НК, т.е. на досках объявлений, в зданиях или на официальных сайтах госорганов или госСМИ. При этом у организации-арендодателя отсутствует обязанность по уплате рекламного сбора;

б) размещение объявления рекламным агентством иными способами, в том числе на интернет-сайтах, специализирующихся на размещении (распространении) объявлений. При этом у организации-арендодателя возникает объект для рекламного сбора.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex