Указ N 154 <1> создает правовые условия и определяет полномочия по регулированию деятельности в сфере секьюритизации. За исключением отдельных положений, вступает в силу 1 июля 2018 г.

Указ N 154 утвердил Положение о финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций (Положение).

Секьюритизация (англ. securities — ценная бумага) — финансирование специальной финансовой организацией (СФО) инициатора под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций либо с последующей их эмиссией.

Инициатор — коммерческая организация (банк, предприятие, лизинговая компания и т.д.), уставный фонд которой полностью сформирован.

Положение предусматривает классическую (внебалансовую) схему секьюритизации. Это значит, что СФО:

1) приобретает у инициатора права (требования) по денежным обязательствам его должников (выделенным активам) на основании договора уступки прав (цессии);

2) эмитирует облигации;

3) средства от размещения облигаций передает инициатору в обмен на право требования по выделенным активам;

4) исполняет обязательства по облигациям за счет выделенных активов.

Выделенные активы представляют собой права (требования) по денежным обязательствам, приобретенные СФО у инициатора по договору уступки требования при секьюритизации. Это также поступления СФО по правам (требованиям), приобретаемым финансовым активам и от отчуждения этих активов.

СФО может приобрести права (требования) только у инициатора. Вследствие их уступки при секьюритизации к СФО переходит право требования:

— основного денежного обязательства должника перед инициатором;

— не уплаченных на дату уступки права (требования) процентов и иных платежей, связанных с основным денежным обязательством должника;

— по правам, обеспечивающим исполнение обязательства должника, в том числе по праву залогодержателя, предусмотренному договором о залоге.

СФО создается исключительно для проведения секьюритизации. Реорганизация (за исключением преобразования в АО другого вида) или ликвидация (за исключением ликвидации по решению суда, рассматривающего экономические дела, или регистрирующего органа) возможна лишь с согласия Департамента по ценным бумагам Минфина.

Поскольку СФО — общественно значимая инфраструктурная организация, Положение закрепляет обязательный ежегодный аудит ее бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Дополнительные требования связаны с порядком эмиссии и регистрации облигаций. В частности, дополнительные требования предъявляются к сведениям, содержащимся в проспекте эмиссии. Его неотъемлемая часть — договор уступки прав (требований) при секьюритизации.

Положение также ограничивает объем выпуска облигаций СФО лимитами в зависимости от стоимости выделенных активов и их вида.

Чтобы обеспечить должный уровень защиты прав и законных интересов владельцев облигаций СФО, Положением предусмотрена передача функций по учету и хранению выделенных активов спецдепозитарию. СФО может передать на хранение выделенные активы по всем сделкам секьюритизации только одному спецдепозитарию.

Устанавливается особый порядок учета и хранения выделенных активов спецдепозитарием. В частности, они должны учитываться и храниться обособленно от собственного имущества спецдепозитария, а также иного имущества, в том числе от выделенных активов других СФО.

Выделенные активы, за счет которых СФО исполняет обязательства по одному выпуску облигаций, должны учитываться и храниться обособленно от иных выделенных активов.

Спецдепозитарий обязан обеспечить не только учет и сохранность выделенных активов, но и соблюдение СФО требований НПА по распоряжению выделенными активами. Поэтому СФО необходимо письменное согласие спецдепозитария на распоряжение ими.

Функции спецдепозитария могут осуществлять депозитарии (юридические лица, получившие лицензию на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам), аккредитованные уполномоченным органом. Деятельность спецдепозитария может совмещаться с банковской, если имеется соответствующая лицензия.

С помощью инструментов секьюритизации потенциально можно урегулировать значительный объем обязательств. Это положительно скажется на взаиморасчетах предприятий, состоянии активов банков, доступности кредитных ресурсов.

Дополнительным эффектом от использования новой схемы финансирования станет появление облигаций СФО и развитие национального рынка ценных бумаг.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2017, № 06