Компания Euromonitor International, занимающаяся исследованиями мировых рынков, представила главные потребительские тенденции 2022 года на основе опроса пользователей и руководителей предприятий. Эксперты отмечают, что пандемия оказала огромное влияние на образ жизни людей и изменила их мотивацию при выборе тех или иных товаров. Бизнес должен трансформироваться вместе с быстро меняющимися потребительскими предпочтениями. Возврат к допандемическому сценарию вряд ли даст такие же результаты в будущем.

Дефицит товаров

Главная проблема мировых рынков, которая появилась в пандемию, – сбои в цепочках поставок. В 2021 году она не решилась полностью. 36% представителей бизнеса ожидают, что именно нехватка товаров больше всего повлияет на их работу.

28% опрошенных потребителей заявили, что начали покупать товары местного производства для минимизации негативного влияния сбоев в поставках. При этом в условиях пандемии для людей важен фактор безопасности. Поэтому многие выбирают варианты индивидуальных или групповых покупок по предзаказу.

Аналитики Euromonitor акцентируют внимание на том, что в такой период выиграют именно те компании, которые увидят в этом перспективу и смогут предложить своим клиентам возможности купить необходимые дефицитные товары. Важную роль будут играть мобильные приложения для покупок и возможность доставки товаров на дом.

Цифровые пенсионеры

Источник — https://pixabay.com/

Другие важным трендом Euromonitor считает рост цифровизации людей старше 60 лет. Пандемия сподвигла их активнее пользоваться интернетом и осваивать дистанционное потребление — интернет-покупки, банковские онлайн-услуги, приложения для проверки здоровья и т. п. 82% опрошенных потребителей в возрасте 60+ пользуются смартфонами, а 45% — хотя бы раз в неделю проводят платежи через интернет-банкинг.

Эксперты советуют бизнесу принять во внимание эту аудиторию и подстроиться под ее цели. В частности, цифровые решения для пенсионеров должны быть максимально простыми и понятными. Дополнительным плюсом будет возможность обучения возрастных клиентов цифровым навыкам.

Сельские горожане

Широкое распространение удаленной работы еще в прошлом году породило тренд на переезд людей за пределы мегаполисов и росту продаж загородного жилья. Людей, которые бы хотели жить вне городской суеты, становится все больше. Результаты опроса показали, что 37% респондентов ожидают, что в будущем они хотели бы работать из дома. Значит, будут проходить трансформации на рынке жилья, а «сельских горожан» станет больше.

Это, в свою очередь, может дать бизнесу новые возможности. В частности, дальнейшее распространение получит электронная коммерция и необходимая для нее логистика – микроцентры выдачи заказов, рост услуг по доставке.

Аренда и секонд-хенд

Предполагается, что в нынешнем году люди будут чаще покупать подержанные вещи или брать крупные товары в аренду. 33% опрошенных потребителей заявили, что они покупали бывшие в употреблении вещи по крайней мере раз в последние несколько месяцев. Эксперты связывают бережливость с рекордными темпами инфляции и заботой об экологии.

Ряд крупных игроков подхватили это потребительское настроение и придумали, как на этом заработать. Например, шведский ритейлер IKEA открыл специальную секцию Circular Hub, где продается мебель б/у, которую магазин забирает в рамках программы обратного выкупа.

Инвесторы-любители

Следующим важным трендом эксперты считают активизацию инвесторов-любителей. Этому также способствуют накопления, образовавшиеся у людей из-за отложенного спроса в ходе локдаунов. Euromonitor отмечает, что если в 2019 году во всем мире доля сбережений от дохода домохозяйств составила 15%, то в 2020-м — уже 17%. При этом глобальное потребление в том же году сократилось на 4%.

В перспективе в плюсе будут те компании, которые предложат потребителям простые обучающие мобильные приложения для управления деньгами.

Больше времени себе любимым

Источник — https://pixabay.com/

Пандемия и стрессы привели к тому, что многие люди стали уделять больше времени себе, семье и отдыху. Например, если в 2015 году лишь 12% респондентов ставили в приоритет время для себя и семьи, то в 2021 году этот показатель увеличился до 24%. Потребители чаще меняют карьеру или даже покидают рабочие места, предпочитая частичную занятость, чтобы можно больше времени посвящать своим увлечениям. Например, согласно результатам опросов, 59% респондентов за последние шесть месяцев получали услуги массажа, 55% ходили на сеансы медитации, 45% – йоги, 49% принимали лекарства растительного происхождения, 36% принимали снотворные, 25% обращались к специалистам для консультации или терапии.

Это дает новые возможности компаниям, которые занимаются продуктами или услугами, связанными с хобби, занятием фитнесом, поддержкой психического равновесия и укреплением здоровья. Для психологического благополучия люди стали чаще заводить домашних животных. За последние два года аналитики фиксируют двойной рост продаж средств ухода за питомцами.

Движение к метавселенной

Еще одним трендом Euromonitor считает «движение к метавселенной». Если в 2015 году 29% респондентов играли в онлайн-игры хотя бы раз в неделю, то в 2021 году их количество возросло до 38%. Этот возрастающий тренд соотносится с глобальным ростом продаж специальных очков, наушников, гарнитур для создания виртуальной реальности.

Переход потребителей с новую реальность автоматически увеличивает емкость рекламного рынка на цифровых платформах и в соцсетях. Следствием стал рост популярности потребительского контента на таких платформах, как TikTok или YouTube.

Парадокс социализации

На фоне постепенного ослабления пандемии и выхода людей из вынужденного заточения аналитики Euromonitor предполагают, что большое влияние на потребительский рынок окажет так называемый «парадокс социализации». Начиная вновь «выходить в свет», люди продолжают сохранять определенную настороженность, пытаясь соблюдать социальную дистанцию и меры предосторожности. 76% опрошенных заявили о соблюдении таких мер при выходе из дома.

Эксперты Euromonitor рекомендуют компаниям использовать гибридные бизнес-модели, которые будут учитывать интересы и тех, кто соблюдает самоизоляцию, и тех, кто жаждет общения и поездок. Это означает, что компании должны предлагать людям возможности как для бесконтактных покупок, так и услуги с соблюдением мер санитарной безопасности.