Что такое скидка

Законодательство дает определение понятию «скидка» только применительно к отношениям, которые возникают при розничной продаже отдельных товаров и в общепите <1>. Но это не значит, что производственные организации не могут применять такой маркетинговый прием, реализуя свою продукцию.

Обратите внимание!
Цены на некоторые виды продукции регулируют госорганы <2>. Например, на спирт этиловый из пищевого сырья установлены предельные минимальные отпускные цены <3>. Реализовывать такую продукцию по цене, в том числе с учетом скидки, ниже предельной нельзя <4>.

Согласно Большому толковому словарю С.А.Кузнецова скидка — это уменьшение, понижение назначенной, установленной цены или часть, на которую цена понижается.

На практике скидку часто путают с премией и бонусом. В отличие от скидки последние не связаны с уменьшением цены продукции. Под премией обычно понимают выплату денег, а под бонусом — передачу дополнительной продукции. Но, так же как и скидку, их предоставляют при выполнении определенных условий, связанных с покупкой продукции.

Размер скидки должен быть экономически обоснован. Это значит, что такая скидка:

— позволит установить конкурентную цену, что увеличит рост объема продаж. Чтобы ее определить, специалисты отдела продаж анализируют конъюнктуру рынка, систематизируют информацию о ценах конкурентов;

— не понизит рентабельность продукции, т.е. не приведет к убыточности производства. Насколько экономически целесообразно применять конкретный размер скидки, определяет бухгалтерия (финансовая, экономическая служба).

На каких условиях предоставляют скидки

Производственная организация решает, на каких условиях предоставить скидку, в зависимости от преследуемых целей: например, повысить объем реализации или ускорить оборачиваемость денег. Традиционно скидки предоставляют:

— при покупке оговоренного количества продукции. Объем продукции может определяться в рамках разовой поставки и нарастающим итогом в течение установленного периода;

Пример 1
Отгрузка грунтовки водоотталкивающей производится со скидкой в размере 8% от отпускной цены при условии выборки не менее 550 кг данной продукции за период с 01.03.2017 по 31.08.2017.

— покупке продукции на установленную сумму (разово или с накоплением);

Пример 2
Если ежемесячная общая сумма поставленной покупателю продукции составляет или превышает 15000 руб., покупатель получает скидку в размере 5% от общей цены поставленной продукции.

— соблюдении определенных условий оплаты для ее ускорения. К примеру, досрочная оплата вместо оплаты по факту поставки, оплата в полном объеме вместо рассрочки платежа;

Пример 3
Покупатель обязан оплатить поставленную продукцию в течение 10 рабочих дней с момента ее поставки. Если покупатель оплатит 100% стоимости продукции путем внесения предоплаты, ему предоставляется скидка в размере 10% от общей цены поставляемой продукции.

— приобретении сезонной продукции во внесезонный период. Сезонная скидка, в частности, применяется, чтобы сократить затраты на хранение продукции, предотвратить замораживание денег. К примеру, такую скидку целесообразно включить в рамочный договор, когда несколько поставок продукции осуществляются согласно приложениям к одному договору в течение года;

Пример 4
В случае приобретения минеральных удобрений с 1 октября текущего года по 1 апреля будущего года покупателю предоставляется скидка в размере 20% от отпускной цены.

— постоянным покупателям, чтобы заинтересовать их в дальнейшем сотрудничестве. Свидетельством «постоянства» может служить длительный характер отношений или регулярность заказов.

Производственной организации целесообразно разработать и утвердить порядок применения скидок. Если организация реализует товар, цены на которые регулирует государство, наличие такого порядка обязательно <5>. Как правило, в нем указывают размер скидок и условия их предоставления.

Когда предоставляют скидку

Производственная организация может предоставить скидку:

до отгрузки продукции покупателю. В таком случае в накладных указывается отпускная цена с учетом скидки;

На заметку
Положения договора следует формулировать так, чтобы, если покупатель не исполнит условия о предоставлении скидки, производственная организация могла аннулировать ее и пересчитать цену.

Судебная практика <6>

Продавец подал иск о взыскании с покупателя долга в виде скидки. Пряжа отгружалась покупателю со скидкой 4% от отпускной цены. Скидка полагалась при условии выборки не менее 150 т пряжи в течение года. Покупатель данное условие не выполнил. Суд удовлетворил требования истца, поскольку по условиям договора в случае невыборки объема скидка аннулируется, а цена за отгруженную продукцию подлежит пересчету.

на уже отгруженную продукцию (ретроскидка). Условие о ретроскидке следует прямо прописать в договоре.

Пример 5
Если покупатель в течение года с момента заключения договора закупит и оплатит продукцию на сумму свыше 300000 руб., стоимость отгруженных товаров будет снижена на сумму ретроскидки в размере 2% от стоимости всей приобретенной за год продукции.

Иначе возможно смешение понятий «ретроскидка» и «премия», так как в обоих случаях деньги перечисляются покупателю при выполнении условий приобретения продукции. Этот момент важен, поскольку он влияет на налоговые обязательства производителя и на отражение таких сумм в бухучете.

Предоставление ретроскидки надо оформить первичным учетным документом (ПУД) <7>. Он подтвердит факт выполнения покупателем условий о скидке. Кроме того, в нем можно согласовать условия выплаты суммы предоставленной ретроскидки, например порядок и сроки расчетов.

Форма такого ПУД законодательством не установлена. Поэтому производственная организация разрабатывает его самостоятельно, но с учетом требований, предъявляемых к ПУД. Принятую форму следует включить в учетную политику производственной организации <8>. В качестве такого ПУД можно использовать акт о предоставлении ретроскидки, соглашение об изменении цены товаров.