Пандемия COVID-19 стала серьезным шоком для всей мировой экономики. В течение уже полутора лет государства пытаются побороть короновирус, идя на серьезнейшие меры для поддержки населения и стабилизации экономики. Мы решили посмотреть, сколько Беларусь тратит на эти цели и откуда черпает финансирование.

Основная нагрузка ложится на бюджет?

Да, основное финансирование идет через республиканский и местные бюджеты. 12 августа Александр Лукашенко сообщил, что Беларусь уже потратила на борьбу с коронавирусной инфекцией только бюджетных денег 750-800 млн долларов, плюс почти столько же — сами организации всех форм собственности.

— Наша небогатая страна вложила ресурсы по всем направлениям — надбавки врачам, закупка лекарств и вакцин, организация производства масок, дезинфицирующих средств. Мы бесплатно прививаем свое население и за небольшие деньги принимаем на прививку всех желающих иностранцев, — отметил он.

19 октября премьер-министр Роман Головченко уточнил, что на надбавки медикам с начала пандемии было направлено из бюджета практически 1,3 млрд рублей.

Но подъем заболеваемости вынудил правительство искать дополнительные источники для финансирования. Александр Лукашенко пообещал выделить ресурсы из резервного фонда президента на борьбу с COVID-19. Необходимо почти 250 млн рублей, в том числе 140 млн на закупку лекарств и вакцин. По словам Головченко, потребуется еще около 250 млн рублей на выплату ковидных надбавок медикам в четвертом квартале. Эти деньги будут изысканы в республиканском и местных бюджетах. «То, что мы закладывали на год, фактически оказалось съедено за три квартала», — пояснил премьер-министр.

Власти Беларуси также выделили 10 млн рублей Минздраву и Академии наук для создания отечественной вакцины против коронавируса. Ее планируется получить в 2022 году. Кроме того, 10 млн долларов потрачено на создание производства латексных перчаток на базе «СветлогорскХимволокно». Проект планируется реализовать в два этапа: первый — в декабре 2021 года, второй — в июле 2022 года.

Зарубежные организации не помогают Беларуси?

В первую волну пандемии многие международные финансовые институты обещали помочь развивающимся странам. Правда, Беларуси на фоне политического кризиса не удалось сходу привлечь значительные ресурсы. Но некоторая помощь все же поступала.

22 мая 2020 года Всемирный банк выделил 90 млн евро для финансирования проекта по реагированию на COVID-19 в Беларуси. Ресурсы можно было потратить на приобретение современных аппаратов ИВЛ, обезболивающие и антибиотики, а также СИЗ  для медиков. Этот проект дополнил долгосрочную поддержку, оказываемую Всемирным банком по укреплению системы здравоохранения Беларуси.

Евросоюз оказал Беларуси помощь для борьбы с пандемией коронавируса на сумму около 3,5 млн евро. Первая часть этой помощи — на сумму 2,8 млн евро — была предоставлена в июне 2020 года. Она включала 2,3 млн масок, 1 млн респираторов, 80 тысяч защитных костюмов, 50 тысяч очков и 50 тысяч лицевых щитков. Второй пакет помощи был выделен 27 апреля этого года: 5482 защитные маски, 160 аппаратов кислородной терапии и 20 тысяч экспресс-тестов. Эта партия стоила около 700 тыс. евро и была предоставлена в рамках проекта «Солидарность во имя здоровья», который реализует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), а финансирует Евросоюз.

США выделили Беларуси 1,3 млн долларов для противодействия COVID-19. Ресурсы направили ВОЗ и Детскому фонду ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси на поддержку работы лабораторий, систем эпиднадзора и быстрого реагирования, а также на повышение эффективности профилактики, контроля и борьбы с COVID-19.

В октябре 2021 года в Минске побывал директор Европейского регионального бюро ВОЗ Ханс Клюге. Вице-премьер Игорь Петришенко, отвечая на вопрос, планирует ли Беларусь привлекать еще средства ВОЗ для борьбы с COVID-19, сообщил, что это не обсуждается. «Мы справляемся теми силами и ресурсами, которые у нас есть», — подчеркнул вице-премьер.

28 июля 2021 год Фонд международного развития ОПЕК перечислил Беларусь 20 млн долларов займа для финансирования мероприятий в области здравоохранения. Глава Минздрава Дмитрий Пиневич говорил, что кредит предоставлен на выгодных для Беларуси условиях, в части размера процентной ставки и сроков возврата. При этом ресурсы не имеют привязки к целевому использованию. Они могут быть направлены на погашение расходов бюджета на COVID-19. «То есть нет ограничения, что это только на медикаменты, на оборудование или зарплатные проекты», — пояснял Пиневич.

Источник — https://pixabay.com/ru

Евразийский банк развития (ЕАБР), который является управляющим средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), отнес к ковидной помощи и кредиты, которые в сентябре 2020 года согласовали Александр Лукашенко и Владимир Путин. «В случае Беларуси стабилизационное финансирование поступало из России (в рамках программы двусторонней помощи) и от ЕФСР», — говорится в обзоре, размещенном на сайте ЕАБР. Сначала Минск получил кредит ЕФСР на 500 млн долларов «на поддержку бюджета Беларуси в условиях негативных последствий пандемии COVID-19». Два транша российского кредита на 1 млрд долларов имели цель обеспечить Беларуси долговое бремя в условиях негативного воздействия пандемии COVID‑19 на экономику.

В августе 2021 года Международный валютный фонд (МВФ) поддержал страны – участницы фонда в рамках борьбы с последствиями COVID-19 и выделил им специальные права заимствования в зависимости от квоты в МВФ. На долю Беларуси пришелся эквивалент 923 млн долларов, которые поступили в страну 23 августа и были зачислены в золотовалютные резервы.

13 сентября МВФ запустил «виртуальную миссию» для изучения дополнительной информации об экономических событиях в Беларуси и реакции властей страны на пандемию коронавируса, сообщило агентство Reuters со ссылкой на пресс-службу организации. Об итогах миссии пока не сообщалось.

Власти поддержали не только граждан, но и бизнес?

В отличие от более развитых стран и крупных экономик белорусское правительство было существенно ограничено в доступных финансовых ресурсах для масштабной поддержки предприятий, пострадавших от экономических шоков. По оценкам экспертов Всероссийской академии внешней торговли и Института исследований и экспертизы ВЭБ, Беларусь потратила на антикризисные меры около 1 млрд долларов, или 1,5% от своего ВВП.

Основные меры господдержки экономики во время пандемии коронавируса отражены в указах от 24 апреля 2020 г. №143 «О поддержке экономики» и от 28 мая 2020 г. № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан», которые включили отсрочку по уплате налога на прибыль, на недвижимость и землю, а также отсрочку арендной платы  и субсидии для доплат работникам.

Впрочем, по данным белорусских экономистов, господдержка в решении проблем, связанных с COVID-19, оказанная малому и среднему бизнесу (МСБ), оказалась недостаточной. «Лишь небольшая доля предприятий могла воспользоваться мерами государственной помощи, и только две сферы – «Промышленность» и «Строительство» – получили преимущества от кредитов, предоставленных госпредприятиям. В то же время отсутствие локдаунов и других ограничительных мер – «подход невмешательства» – позволило остаться на плаву малому и среднему бизнесу в большинстве сфер деятельности, за исключением тех, которые пострадали от добровольной самоизоляции населения (HoReCa, досуг, спорт, красота)», отмечают эксперты.

Продолжающийся кризис существенно меняет экономический ландшафт, практику управления и бизнес-модели МСБ. «Наиболее гибкие, конкурентоспособные и инициативные предприятия смогли выявить и использовать возникшие возможности. С этой точки зрения белорусский бизнес и предприниматели имеют выдающийся опыт выживания и развития в период повторяющихся кризисов. Это должно стать важным предварительным условием для будущего устойчивого экономического роста Беларуси», заключают экономисты.