Вопрос: У организации в бухгалтерском учете числится матричный принтер (шифр 48003). В результате эксплуатации принтер вышел из строя (неисправны печатающая головка, интерфейсная плата и т.д.). Согласно дефектной ведомости стоимость ремонта превышает первоначальную (восстановительную) стоимость принтера.

Имеет ли организация право списать принтер или обязана его отремонтировать?

Ответ: Решение о списании или ремонте принтера принимается организацией самостоятельно, в том числе с учетом профессионального суждения главного бухгалтера и мнения технических специалистов.

Обоснование: Основанием для списания основных средств является их физический износ, утрата (гибель) в связи с чрезвычайными ситуациями и т.д. <*>. Иными словами, перечень оснований для списания основных средств законодательством не ограничен, как не предусмотрена обязанность ремонта, а не приобретения новых объектов основных средств.

В ГОСТ 27.002-89 приведены следующие определения:

— неработоспособное состояние — состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации;

— предельное состояние — состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;

— отказ — событие, которое заключается в нарушении работоспособного состояния объекта;

— критичность отказа — совокупность признаков, характеризующих последствия отказа.

Примечание
Классификация отказов по критичности (например, по уровню прямых и косвенных потерь, связанных с наступлением отказа, или по трудоемкости восстановления после отказа) устанавливается нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией по согласованию с заказчиком исходя из технико-экономических соображений и соображения безопасности.

С учетом вышеизложенного:

— перечень оснований для списания основных средств законодательством не ограничен, как не предусмотрена обязанность ремонта, а не приобретения новых объектов основных средств <*>;

— следствием отказа (неработоспособности) принтера может быть его переход в предельное состояние, при котором восстановление является нецелесообразным. К примеру, замена печатающей головки или платы может восстановить работоспособность принтера, но он может находиться в таком состоянии, что последуют новые отказы, связанные с поломкой других конструктивных элементов.

Иными словами, решение, списать принтер или ремонтировать, определяется его техническим состоянием на основании мнения технических специалистов организации.

В Законе N 57-З приведено следующее определение: профессиональное суждение — точка зрения и действия главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона N 57-З, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и в примечаниях к отчетности <*>.

Таким образом, ремонтировать объект основных средств или списывать, при условии что затраты на ремонт превышают первоначальную (восстановительную) стоимость, организация решает самостоятельно, в том числе с учетом профессионального суждения главного бухгалтера и мнения технических специалистов.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex