При необходимости проведения строительных работ по капремонту зданий и сооружений у специалистов и бухгалтеров возникает множество вопросов: какие виды работ могут осуществляться в рамках капремонта и какие относятся уже к модернизации, какой необходимый алгоритм действий в том и другом случаях и как правильно отразить расходы на эти работы в бухучете. Помочь разобраться в этих вопросах и не только в них поможет данный материал.

1. Как определить, к какому типу работ отнести строительные работы

В ходе эксплуатации объектов основных средств, в том числе зданий и сооружений, происходит их износ и разной степени утрата первоначальных свойств. Что требует проведения восстановительных и ремонтных работ, в результате которых могут измениться их характеристики. Общие признаки работ и критерии изменения характеристик объектов в результате их проведения приведены в приложении 5 к Инструкции N 37/18/6.

Что касается строительной деятельности, то определить, к какому типу отнести предполагаемые к выполнению виды работ (к текущему или капитальному ремонту, реконструкции или модернизации), необходимо еще на этапе планирования. От этого зависит правильное определение объекта строительства и состав необходимой документации (при необходимости разрешительной, предпроектной и проектной).

На начальном этапе бюджетной организации необходимо исходить из того, по какой причине необходимо выполнение строительных работ, их видов и изменений, которые должны произойти по окончании их выполнения. В случаях, когда здания и сооружения требуют значительного ремонта, наиболее часто бюджетные организации прибегают к таким типам строительных работ, как капитальный ремонт либо модернизация.

Законом N 300-З дано определение капитального ремонта — совокупность работ по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта строительства (абз. 17 ч. 1 ст. 1 Закона N 300-З).

При этом определение модернизации как самостоятельного термина в законе не приводится. Модернизация в строительной деятельности рассматривается как элемент реконструкции, проводимой в существующих габаритах — совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований (п. 3.3.5 ТКП 45-1.01-4-2005, утв. приказом Минстройархитектуры от 18.07.2005 N 172).

При модернизации может осуществляться изменение планировки без изменения назначения отдельных помещений, устройство встроенных помещений для лестничных клеток, лифтов, мусоропроводов, выполнение балконов, лоджий, замена отдельных видов несущих конструкций (стен, лестниц, перекрытий, покрытий), улучшение архитектурной выразительности здания, переустройство крыш, утепление и шумоизоляция зданий, оснащение недостающими видами инженерного оборудования или повышение его уровня, переустройство наружных сетей (кроме магистральных) (примечание к п. 3.3.5 ТКП 45-1.01-4-2005).

Согласно разъяснениям Минстройархитектуры, виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности, определяются на основании:

— проектной документации, разрабатываемой на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос;

ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утв. приказом от 15.07.2010 N 267 (согласно приложениям А — Г).

Справочно
Декретом N 7 введен термин «техническая модернизация». Согласно письму Минстройархитектуры от 24.12.2019 N 02-3-05/17228 он введен с целью расширения термина «техническое переоснащение» путем расширения перечня работ, выполнение которых осуществляется при замене (установке нового) технологического оборудования только на производственных объектах.

Справочно
Административная ответственность за нарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности предусмотрена гл. 22 КоАП.

2. Классификация расходов на проведение СМР по капитальному ремонту и модернизации

Расходы на капитальный ремонт всех видов зданий, помещений, сооружений (за исключением капитального ремонта и модернизации жилищного фонда организаций, не являющихся бюджетными организациями), объектов инженерной инфраструктуры, расходы на оплату работ по модернизации объектов, работ, выполняемых при реставрации историко-культурных ценностей, а также работ по реконструкции отдельных конструктивных элементов, включенных в сводку затрат на проведение капитального ремонта объекта, отражаются по подстатье 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации расходов бюджета. В данную подстатью включаются также расходы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт и модернизацию объектов (подп. 48.3 п. 48 Инструкции по экономической классификации расходов бюджета N 208).

Таким образом, финансирование и оплата всех видов строительных работ, связанных с проведением как капитального ремонта, так и модернизации зданий и сооружений, осуществляется по указанной подстатье.

3. Процедура закупки в строительстве: изменения с 1 июля 2021 г.

С 1 июля 2021 г.:

1) истек срок действия Указа N 223 (ч. 3 п. 6 Указа N 223);

2) постановление Совмина от 31.01.2014 N 88 не может применяться при осуществлении госзакупок для строительства (абз. 1 постановления от 31.01.2014 N 88);

3) проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться в соответствии с Законом N 419-З.

По разъяснениям МАРТ, если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2021 г., то на такие закупки не распространяется действие законодательства о государственных закупках. Их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2021 г., т.е. в соответствии с Указом N 223 и постановлением Совмина от 31.01.2014 N 88 (ч. 4 раздела 2 письма МАРТ N 14-01-10/1598 К).

В соответствии с Законом N 419-З госзакупка осуществляется получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 419-З).

Таким образом, бюджетная организация как получатель бюджетных средств является заказчиком при госзакупках в строительстве. Согласно позиции МАРТ именно заказчик и должен осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств. Генподрядчику, получившему денежные средства в рамках исполнения договора госзакупки, заключенного по результатам процедуры госзакупки, руководствоваться нормами законодательства о госзакупках не требуется (ч. 10 — 12 раздела 2 письма МАРТ N 14-01-10/1598 К).

4. Алгоритм действий и отражение стоимости СМР в учете

Сравнение алгоритмов действий и отражение стоимости СМР в бухучете при капитальном ремонте и модернизации читайте в ilex.