Как производственной организации отразить в бухгалтерском и налоговом учете списание материалов, пришедших в негодность по истечении срока хранения?

Складской работник выявил порчу хранящихся на складе материалов, предназначенных для использования в производстве. По результатам проведенной по решению руководителя инвентаризации фактическая себестоимость испорченных материалов составила 500 руб. Согласно заключению о порче материалы пришли в негодность по истечении срока хранения по независящим от работников причинам.

Материалы не могут быть реализованы или использованы в исходном виде. В связи с этим руководитель принял решение списать их. В результате комиссия оприходовала отходы (лом черных металлов) по цене их возможной реализации на сумму 30 руб. В дальнейшем отходы сдаются ОАО «Белвторчермет» <1>.

———————————

<1> Операции по сдаче отходов не рассматриваются.

Общие положения

Списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться в том числе в случае, если они пришли в негодность по истечении сроков хранения (п. 65 Инструкции N 133). Это и произошло в изложенной ситуации.

Перед тем как списать такие материалы, нужно провести инвентаризацию склада, чтобы выявить все потери. При этом испорченные активы следует указать в отдельной инвентаризационной описи (абз. 5 п. 2 ст. 13 Закона N 57-З, п. 25 Инструкции N 180).

По итогам инвентаризации руководитель организации выносит решение о списании испорченных материалов, учитывая документы следственных или судебных органов о наличии или отсутствии виновных лиц, заключение о порче от отдела технического контроля и т.п. (ч. 10 п. 73 Инструкции N 180).

В результате списания испорченных материалов, как правило, возникают отходы производства. В нашем случае это лом черных металлов. В его отношении организация должна:

— исполнять обязанности, предусмотренные законодательством об обращении с отходами (п. 3, 19, 21 ст. 1, ст. 17, п. 5 ст. 25 Закона N 271-З);

— обеспечить учет в соответствии с требованиями законодательства по бухучету и отчетности и сохранность в местах хранения и на всех этапах движения (п. 6 Инструкции N 98/12/10).

Бухгалтерский учет

Фактическую себестоимость пришедших в негодность материалов в зависимости от причин порчи при списании отражают по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» или 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 10 «Материалы» (ч. 3 п. 73 Инструкции N 180; ч. 1 п. 16, абз. 11 ч. 3ч. 19 п. 73 Инструкции N 50; ч. 1 п. 67 Инструкции N 133).

Для учета возвратных отходов в виде лома черных металлов к счету 10 открывается субсчет 10-6 «Прочие материалы» (абз. 7 ч. 2, ч. 9 п. 16 Инструкции N 50).

Поскольку материалы пришли в негодность в результате истечения срока хранения, их фактическая себестоимость отражается записью по дебету счета 94 и кредиту счета 10. Образовавшийся от их списания лом черных металлов приходуется по дебету субсчета 10-6 и кредиту счета 94.

Так как виновные в порче в нашем случае отсутствуют, суммы потерь от списания материалов в бухучете относятся в состав прочих расходов по текущей деятельности. Эта операция отражается по дебету субсчета 90-10 и кредиту счета 94 (абз. 7 п. 13  Инструкции N 102; п. 70, ч. 9 п. 73 Инструкции N 50).

В части налогового учета возникают следующие вопросы: надо ли восстанавливать ранее принятый к вычету НДС, а также как учитывать при налогообложении прибыли списание материалов, пришедших в негодность. Ответы на них, а также таблица с проводками по ситуации – далее в ilex.