Часто при проведении процедур закупок со стороны организатора (заказчика) закупки допускаются различного рода нарушения прав и законных интересов ее участника еще до завершения процедуры закупки.

Одним из способов защиты прав и интересов участников процедур закупок является обжалование действий (бездействия) и (или) решения организатора в судебном порядке.

Для уяснения сущности данного способа защиты прав приведем пример из практики.

При обжаловании закупки за счет собственных средств в связи с допущенными нарушениями организатором закупки при формировании конкурсной документации, а именно указанием на товарный знак в предмете закупки, участником закупки было подано исковое заявление о признании закупки недействительной.

По результатам рассмотрения искового заявления судом, рассматривающим экономические дела, первой инстанции был сделан следующий вывод:

«Процедура открытого конкурса не состоялась, участники процедуры не определены, результат процедуры также не определен, договор по результатам процедуры закупки не заключен.

Часть 4 подп. 2.9 п. 2 Постановления N 229 предусматривает способы защиты права юридического лица при осуществлении процедуры закупки, в том числе до ее завершения.

Вместе с тем требования истца находятся вне способов правовой защиты, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, до завершения процедуры закупки».

Истцом была подана апелляционная жалоба на решение суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции, в которой было указано следующее:

«В ч. 4 подп. 2.9 п. 2 Постановления N 229 не предусмотрено и из нее не следует, что требование о признании закупки недействительной может быть заявлено только после завершения процедуры закупки. Наоборот, фраза «если при осуществлении закупок…» предполагает возможность обращения за судебной защитой на любом этапе процедуры закупки как до, так и после ее завершения.

По мнению истца, для обращения в суд с требованием о защите нарушенных прав нет необходимости дожидаться окончания процедуры закупки, которая еще на этапе формирования конкурсной документации нарушает законодательство, а также права и законные интересы истца.

Требования к предмету закупки были изначально сформулированы таким образом, что предполагают и конкретный закупаемый товар, и его производителя, что прямо запрещено законодательством. Поскольку истец является участником процедуры закупки, то нарушение его прав очевидно».

Однако суд, рассматривающий экономические дела, апелляционной инстанции не согласился с доводами апелляционной жалобы и оставил решение суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции без изменений.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в связи с тем, что ни законодательство о государственных закупках, ни законодательство о закупках за счет собственных средств не предусматривают возможность признания процедуры закупки недействительной до момента ее завершения, исковое заявление с соответствующим требованием до момента завершения закупки не является надлежащим способом правовой защиты.

В качестве одного из способов защиты прав и законных интересов можно предложить механизм подачи заявления об обжаловании действий (бездействия) и (или) решения организатора в порядке, предусмотренном гл. 25 ХПК.

В случае использования данного механизма важно установить, кем и какие именно совершены действия (бездействие), нарушающие права и законные интересы участника закупки.

К примеру, для проведения процедур закупок в организациях создаются соответствующие конкурсные комиссии. Однако, если нарушение законодательства и прав участника допущено в конкурсных документах, в таких случаях, по нашему мнению, необходимо обжаловать именно действия организатора (заказчика), который в силу п. 1 ст. 33 Закона о госзакупках утверждает конкурсные документы.

При обжаловании действий (бездействия) и (или) решения организатора закупки за счет собственных средств для установления органа или должностного лица, ответственного за совершение определенных действий, необходимо изучать Положение организации о закупках за счет собственных средств.

При подаче заявления в порядке гл. 25 ХПК рекомендуем также подавать ходатайство о применении мер обеспечения иска (заявления) в виде приостановления процедуры закупки.

Важность подачи соответствующего ходатайства обусловлена следующим. В случае если заявление будет удовлетворено, но к этому моменту уже будет определен победитель закупки, с которым будет заключен договор, исполнение которого будет осуществлено, данное обстоятельство, в свою очередь, будет означать невозможность исполнения судебного постановления. Для исполнения постановления суда необходимо будет заявлять дополнительное требование о признании недействительным договора, заключенного по результатам закупки, применять последствия его недействительности, что повлечет дополнительные издержки (как временные, так и денежные). Кроме того, поворот исполнения договора может быть невозможен вследствие специфики приобретаемых товаров и их назначения.

При этом предмет ходатайства необходимо формулировать максимально широко и включать в него требование о возложении на организатора обязанности не только приостановить процедуру закупки, но и требовать запрета заключать и (или) исполнять договор с победителем закупки в случае, если к моменту рассмотрения ходатайства закупка будет проведена и будет определен победитель.

В качестве итога отметим, что в связи с тем, что законодательно не предусмотрена возможность признания процедуры закупки недействительной до момента ее завершения, одним из способов правовой защиты в данной ситуации может выступать подача заявления об обжаловании действий (бездействия) и (или) решения организатора в судебном порядке.