Вопрос: Можно ли в учетной политике разграничить отдельные предметы (инвентарь и хозяйственные принадлежности) между основными средствами и запасами, создав перечень имущества и указав, что именно относится к запасам, так как приносит экономические выгоды максимум 12 месяцев, а что к основным средствам?

Ответ: Принимая во внимание устные разъяснения специалистов Минфина, полагаем, что в учетной политике допустимо предусмотреть подобный вариант разграничения инвентаря и хозпринадлежностей.

Обоснование: В соответствии с абз. 2 подп. 2.1 п. 2 Стандарта N 64 запасами признаются активы, от использования которых организация предполагает получать экономические выгоды в течение периода не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего этот срок. При выполнении указанного условия отдельные предметы (инвентарь, хозяйственные принадлежности и т.д.) для целей бухучета относятся к запасам (абз. 3 подп. 2.2 п. 2 Стандарта N 64).

Обычный операционный цикл представляет собой установленный Положением об учетной политике период времени с момента поступления запасов для использования до момента их реализации или реализации новых запасов, в производстве которых они участвовали (абз. 3 подп. 2.1 п. 2 Стандарта N 64).

Учетная политика — это принятая совокупность способов организации и ведения бухучета (абз. 24 ст. 1 Закона N 57-З).

Экономические выгоды — получение организацией доходов от реализации активов, снижение расходов и иные выгоды, возникающие от использования активов ( абз. 8 ч. 1 п. 2 Инструкции N 102).

Руководствуясь устными разъяснениями специалистов Минфина, считаем, что с целью упростить учетную работу организация может исходя из функционального назначения зафиксировать в учетной политике перечень имущества, относимого к инвентарю и хозяйственным принадлежностям в составе запасов, от использования которого планирует получать экономические выгоды максимум 12 месяцев (либо в течение обычного операционного цикла, превышающего этот срок).

На наш взгляд, такой перечень может содержать как детальную номенклатуру (контейнеры для документов, органайзеры, дыроколы, папки, корзины для мусора и т.д.), так и укрупненные группы (канцелярские принадлежности, деловая галантерея, уборочный инвентарь и т.д.) инвентаря и хозяйственных принадлежностей (абз. 18 ст. 1, абз. 7 ч. 1 п. 4, п. 5 ст. 9 Закона N 57-З). При этом стоит принимать во внимание, что в этот перечень нельзя включать любое имущество. К примеру, не получится учесть в составе инвентаря водогрейные котлы.

Списывать стоимость этих предметов (экономические выгоды от использования которых организация предполагает получать максимум 12 месяцев) можно, например, следующими способами (п. 15 Стандарта N 64):

— 100% при передаче в эксплуатацию;

— равномерно в течение 12 месяцев;

— 50% при передаче в эксплуатацию и 50% в 12-м месяце эксплуатации;

— 100% в 12-м месяце эксплуатации.

Наряду с этим полагаем, что в учетной политике можно установить перечень отдельных предметов, квалифицируемых в качестве основных средств при выполнении предусмотренных условий, в числе которых и получение экономических выгод дольше 12 месяцев (офисная мебель (столы, стулья, кресла, стеллажи, тумбы) и т.п.) (ч. 1 п. 4 Инструкции N 26).

Отметим также, что в отношении инвентаря, принятого к бухучету с 01.01.2023 в качестве основных средств, Инструкция N 37/18/6 может не применяться, если порядок начисления амортизации этих объектов установлен Положением об учетной политике (ч. 2 п. 1 Инструкции N 37/18/6).

Обращаем внимание, что разъяснения по вопросам применения норм Стандарта N 64 находятся в компетенции Минфина. В связи с этим рекомендуем дождаться официального разъяснения по рассматриваемому вопросу либо самостоятельно обратиться в данный госорган с соответствующим запросом.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex