Ситуация

По результатам процедуры муниципальной закупки между заказчиком (российская бюджетная организация) и белорусским подрядчиком подписан контракт по строительству объекта. Источник финансирования закупки — бюджетные деньги по распоряжению правительства области согласно муниципальной программе. Обязательно ли подрядчику проводить процедуры закупок для выбора субподрядчиков и поставщиков товаров для объекта, соблюдая требования российского законодательства о закупках?

Обоснование 1

В описанной ситуации согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее — Кодекс) бюджетная организация осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ <1>, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся:

1) определения подрядчиков;

2) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работы от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетного учреждения, государственного, муниципального унитарных предприятий;

3) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд <2>.

К участникам контрактной системы в сфере закупок <3> относятся в том числе:

— заказчики (таблица 1);

Таблица 1

Виды заказчиков

Госзаказчик Муниципальный заказчик Иные заказчики
Уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и осуществляющие закупки
— госорган (в том числе орган государственной власти);

— ГК «Росатом»;

— ГК «Роскосмос»;

— орган управления государственным внебюджетным фондом;

— государственное казенное учреждение

— муниципальный орган;

— муниципальное казенное учреждение

— бюджетное учреждение;

— государственное унитарное предприятие;

— муниципальное унитарное предприятие

— участники закупок (юридическое или физическое лицо, в том числе ИП), в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Не может быть участником закупки юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в офшорную зону;

— уполномоченные органы — госорган, муниципальный орган, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при централизации закупок;

— уполномоченные учреждения — казенные учреждения, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при централизации закупок;

— специализированные организации (юридические лица, привлекаемые заказчиками для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя));

— операторы электронных площадок.

Обратите внимание!
Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке Закона N 44-ФЗ <4>.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд заключается в совокупности действий заказчика по обеспечению государственных или муниципальных нужд.

Из наложения этой терминологии на описанную выше ситуацию и того, что бюджетные денежные средства согласно бюджетному законодательству России выделяются не подрядчику, а заказчику, действующему от имени муниципального образования города области, следует, что требования по проведению процедур закупок в рамках Закона N 44-ФЗ не распространяются на подрядчика <5>.

Обоснование 2

Еще одним подтверждением такого вывода является анализ круга лиц (заказчиков (таблица 2) и исполнителей (таблица 3)), для которых применение Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ <6> при проведении закупок обязательно <7>.

Таблица 2

Заказчик Источник финансирования закупки Правовое регулирование Примечание
Бюджетное учреждение — субсидии, предоставленные из бюджетов бюджетной системы России;

— иные средства

Закон N 44-ФЗ
— гранты, передаваемые безвозмездно и безвозвратно:

гражданами;

юридическими лицами;

международными организациями с правами на предоставление грантов в России;

— субсидии (гранты), предоставляемые на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы России

Закон N 223-ФЗ и Положение о закупках, размещенное до начала года в единой информационной системе
— средства от иной приносящей доход деятельности:

от физических лиц;

юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности

Закон N 223-ФЗ и Положение о закупках, размещенное до начала года в единой информационной системе Исключение: закупка за средства на оказание и оплату медпомощи по обязательному медицинскому страхованию
Государственное, муниципальное унитарные предприятия средства соответствующих бюджетов бюджетной системы Закон N 44-ФЗ Исключение: закупки федеральным государственным унитарным предприятием существенного значения <8>
— гранты, передаваемые безвозмездно и безвозвратно:

гражданами;

юридическими лицами;

международными организациями с правами на предоставление грантов в России;

— субсидии (гранты), предоставляемые на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы России

Закон N 223-ФЗ и Положение о закупках, размещенное до начала года в единой информационной системе
Государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями без средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Закон N 223-ФЗ и Положение о закупках, размещенное до начала года в единой информационной системе
Автономные учреждения средства из бюджетов бюджетной системы на капитальные вложения в объекты государственной, муниципальной собственности Закон N 44-ФЗ

Таблица 3

Исполнитель по контракту Источник финансирования закупки Правовое регулирование Примечание
Бюджетное учреждение при привлечении на основании договора в ходе исполнения контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги Закон N 223-ФЗ и Положение о закупках, размещенное до начала года в единой информационной системе
Негосударственная организация <9> бюджетные инвестиции:

— на инвестиционные проекты по строительству;

— реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства

Закон N 44-ФЗ
Государственное, муниципальное унитарные предприятия при привлечении на основании договора в ходе исполнения контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги Закон N 223-ФЗ и Положение о закупках, размещенное до начала года в единой информационной системе Исключение:

— закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Указом или распоряжением Президента России;

— закупки у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных поручениями Президента России

 

Таким образом, белорусский подрядчик не соответствует ни одному из указанных лиц.

Обратите внимание!
Бюджетные инвестиции могут предоставляться негосударственной организации в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. На такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяется Закон N 44-ФЗ в части положений, регулирующих деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены бюджетным законодательством в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Вывод

С учетом указанного выше подрядчик не является получателем бюджетных денежных средств <10>, не приобретает статус заказчика, на которого распространяются требования Кодекса, а также ввиду того, что бюджетные денежные средства согласно бюджетному законодательству, условиям контракта выделяются не подрядчику, а заказчику, действующему от имени муниципального образования города области, требования по проведению процедур закупок в рамках Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ в части обязательности проведения процедур закупок товаров для целей выполнения работ по строительству объекта не распространяются на подрядчика, в том числе белорусского <11>.