С 01.09.2021 вступает в силу Указ № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли» (далее — Указ № 259), предусматривающий создание внебюджетных фондов развития строительной отрасли (далее — стройфонды). Порядок формирования и использования таких стройфондов определяется Положением, утвержденным Указом № 259.

Положения Указа № 259 необходимо учитывать заказчику и подрядчику при формировании себестоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями, и общей сметной стоимости строительства, а также при заключении договора строительного подряда и определении договорной (контрактной) цены на строительство объекта.

Вступление в силу Указа № 259 создает для заказчиков новые обязательства при строительстве, которые необходимо учитывать как на стадии планирования, выделения финансирования на строительство и утверждения проектно-сметной документации, так и при ведении бухгалтерского и налогового учета и отчетности. Для подрядчиков нормы Указа № 259 также устанавливают новые ежемесячные обязательства перед распорядителями стройфондов.

Формирование стройфондов

Формирование стройфондов осуществляется за счет отчислений в размере 1% от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами в отчетном месяце по объектам строительства, по которым в сводном сметном расчете стоимости строительства, в неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта предусмотрены денежные средства на указанные отчисления (ч. 1 п. 2 Положения № 259).

Причем данная норма является обязательной для юридических лиц Республики Беларусь независимо от их форм собственности и подчиненности.

Примечание
Под подрядными организациями понимаются юридические лица Республики Беларусь — генподрядчики, подрядчики, субподрядчики, осуществляющие строительные и иные специальные монтажные работы (далее — строительные работы) собственными силами (абз. 2 подп. 2.1 п. 2 Указа № 259).

Отчисления не производятся:

1) при выполнении строительных работ подрядными организациями, зарегистрированными в качестве резидентов свободных (особых) экономических зон (ч. 1 п. 2 Положения № 259);

2) строительстве жилых домов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки, включая индивидуальную (абз. 1 ч. 3 п. 4 Положения № 259);

3) строительстве объектов, строящихся с использованием бюджетных и приравненных к ним средств абз. 2 — 4 ч. 3 п. 4 Положения № 259):

республиканского и (или) местных бюджетов, иных государственных средств, имеющих целевое назначение;

внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь;

кредитов банков Республики Беларусь, предоставленных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Мингорисполкома, а также кредитов банков, погашение которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Виды стройфондов

Республиканский стройфонд создается в Минстройархитектуры и формируется за счет отчислений от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями, входящими в систему Минстройархитектуры (абз. 2 п. 1 Указа № 259, ч. 2 п. 2 Положения № 259).

Областные и Минский городской стройфонды создаются в облисполкомах и Мингорисполкоме и формируются за счет отчислений от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями, зарегистрированными на территории соответствующих областей и г. Минска (абз. 3 п. 1 Указа № 259, ч. 3 п. 2 Положения № 259).

Обязанности заказчиков

Плательщиками отчислений в стройфонды являются заказчики, застройщики (кроме резидентов свободных (особых) экономических зон) по объектам, строительство которых начинается с 01.09.2021 (далее — заказчики) (ч. 1 п. 4 подстрочное примечание <*> к п. 4 Положения № 259). При этом следует учитывать, что строительная деятельность (строительство) — это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З). Другими словами, нормы Положения № 259 распространяются на объекты, проектирование которых начинается с 01.09.2021, что подтверждается разъяснениями Минстройархитектуры от 19.08.2021 № 10-1-30/10546.

В связи с вышеуказанным заказчикам необходимо:

1. Предусмотреть в сводном сметном расчете стоимости строительства, в неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта денежные средства в размере 1% от стоимости строительных работ (ч. 1, 2 п. 4 Положения № 259).

2. Ежемесячно не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным, производить перечисление на соответствующие текущие (расчетные) банковские счета главных управлений Минфина по областям и г. Минску денежных средств в размере 1% от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами в отчетном месяце, с учетом выплаченных им текущих и целевых авансов (абз. 2 п. 6 Положения № 259).

3. Представлять подрядным организациям ежемесячно не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным, копии платежных поручений на перечисление денежных средств в размере 1% от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами в отчетном месяце, с учетом выплаченных им текущих и целевых авансов (абз. 3 п. 6 Положения № 259).

Какие обязанности возложены на подрядчиков и какая ответственность предусмотрена за неисполнение субъектами строительной отрасли норм Указа о создании стройфондов читайте в ilex.