Возмещение сумм льгот и преференций в отношении земельных участков (плата за право заключения договора аренды, арендная плата, возмещение потерь от изъятия сельхозземель), предоставленных в рамках инвестиционного договора, относится к обязательным платежам в бюджет и не регулируется ГК.

Обстоятельства дела

Облисполком (истец) заключил инвестиционный договор с ООО «В» (ответчик, инвестор) и для целей строительства объектов недвижимости изъял из сельхозземель и предоставил инвестору на праве аренды земельные участки. Плату за право заключения договора аренды, арендную плату за пользование участками, потери от изъятия сельхозземель с инвестора не взимали — он воспользовался правом не вносить эти суммы в период действия договора.

Из-за нарушения срока реализации инвестиционного проекта облисполком договор прекратил. Поскольку инвестор проигнорировал претензию от 13.10.2014 и в определенный срок добровольно не возместил суммы льгот и преференций, истец обратился в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска: истец пропустил срок исковой давности, установленный ст. 197 ГК.

Апелляционная инстанция оставила это решение в силе, отметив, что отношения сторон по договору регулирует ГК.

Судебная коллегия Верховного Суда отменила ранее принятые решения и удовлетворила исковые требования в полном объеме. Суды неверно определили правовую природу денежных обязательств ответчика:

1) плата за право заключения договоров аренды земельных участков, арендная плата за пользование ими, возмещение потерь сельхозпроизводства от изъятия сельхозземель относятся к обязательным платежам в бюджет, регулируются земельным и бюджетным законодательством, имеют по своему содержанию публичный характер (в силу положений ст. 31, 33, 35, 37 Бюджетного кодекса, Указа N 667, ст. 31 (в ред. на дату договора), 32, 76 КоЗ, приложения 1 к постановлению Минфина N 208, п. 10 Инструкции N 208, подп. 1.17 п. 1 Указа N 101 (действовал до 15.05.2020));

2) согласно п. 4 ст. 1 ГК к имущественным отношениям, которые основываются на установленном законодательством административном подчинении одной стороны другой, включая налоговые и бюджетные отношения, ГК не применяется, если иное не предусматривает законодательство (в частности КоЗ, Бюджетный кодекс, Указ N 667, Декрет N 10);

3) специальное регулирование сроков давности для взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджет закрепляет подп. 5.4. п. 5 Декрета N 7: с субъектов хозяйствования не взыскиваются налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи в бюджет, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты;

4) следовало применить п. 2 и 5 Положения о возмещении льгот и преференций, поскольку инвестор не возместил их на дату принятия этого НПА;

5) с учетом истечения срока для добровольного возмещения ответчиком льгот и (или) преференций 11.05.2015 (эту дату позволила определить претензия истца от 13.10.2014) истец не пропустил пятилетний срок давности для обращения в экономический суд с иском.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex