Татьяна Александровна Миколенко,
судья судебной коллегии по экономическим делам
Верховного Суда Республики Беларусь

Как показывает практика судов, рассматривающих экономические дела (далее — экономические суды), количество дел, возникающих из договоров строительного подряда, рассматриваемых в рамках искового судопроизводства, с каждым годом уменьшается незначительно и составляет более тысячи ежегодно рассмотренных дел. Это свидетельствует в первую очередь о том, что данная категория споров является сложной и между сторонами в процессе исполнения договора возникают непримиримые противоречия и взаимные требования, которые не могут быть разрешены в бесспорном порядке через совершение исполнительной надписи нотариуса или в порядке приказного производства. Кроме того, учитывая специфику данного вида договоров, ряд требований сторон не связан со взысканием денежных средств (например, понуждение к устранению недостатков, дефектов выполненных работ, признание договора незаключенным), что также обуславливает защиту участниками сделки своих прав в порядке искового производства.

Безусловно, общими подходами при рассмотрении данной категории споров является правильное определение истцом предмета и основания иска, поскольку их неверное определение может послужить самостоятельным основанием для отказа в иске, а также представление доказательств, отвечающих принципам относимости и допустимости и выполнение процессуальной обязанности по доказыванию тех обстоятельств, на которые сторона ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Наиболее распространенной категорией являются иски о взыскании задолженности за выполненные работы, а также пеней и процентов за пользование чужими денежными средствами за нарушение срока оплаты. В ряде случаев основанием отказа в удовлетворении иска по таким делам является признание договора строительного подряда незаключенным. При этом следует отметить, что для признания договора незаключенным необязательно обращаться в суд с отдельным самостоятельным требованием: данный факт суд может установить и в процессе рассмотрения требований, основанных на договоре строительного подряда. При этом установление фактических обстоятельств, свидетельствующих о несогласовании сторонами условий договора, определенных п. 10 Правил N 1450 как существенные, будет являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании задолженности за выполненные работы и штрафных санкций, в качестве основания которого сделана ссылка на конкретный договор строительного подряда, независимо от того обстоятельства, выполнены ли действительно ответчиком работы, качественно ли и какой стоимости.

Вместе с тем признание договора строительного подряда незаключенным не лишает подрядчика права в случае, когда работы на объекте фактически выполнялись, требовать от заказчика оплаты данных работ. В подтверждение факта выполнения работ подрядчик может ссылаться на журнал производства работ, журнал авторского надзора, в котором будут учинены записи технического надзора и авторского надзора, контролировавших ход ведения строительных работ, исполнительную документацию (например, акты освидетельствования скрытых работ, акты испытаний смонтированного оборудования, журналы входного контроля материалов), которая завизирована заказчиком, техническим и авторским надзором, письма заказчика, в которых он, например, требует ускорить выполнение работ на объекте либо применить при выполнении работ иные строительные материалы.

Правовое регулирование оснований и порядка оплаты фактически выполненных подрядчиком работ в отсутствие договора строительного подряда подпадает под действие гл. 59 ГК об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.

В случае незаключенности договора строительного подряда отсутствует также согласованная сторонами стоимость строительно-монтажных работ, в связи с чем цену работ необходимо определять в порядке п. 3 ст. 394 ГК, т.е. как цену, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги. При этом для целей строительно-монтажных и иных специальных работ будут подлежать применению методики ценообразования, утверждаемые Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь. Данное разъяснение содержится в п. 7 постановления Пленума ВХС N 6.

В случае если акты сдачи-приемки работ и справки о стоимости выполненных работ и затратах подписали обе стороны, стоимость работ может быть установлена на основании этих первичных учетных документов.

Безусловно, в случае взыскания стоимости фактически выполненных работ в отсутствие заключенного договора строительного подряда основания для начисления пеней за нарушение заказчиком сроков оплаты работ отсутствуют, поскольку оснований ни для применения договорной неустойки, ни для применения законной неустойки по п. 84 Правил N 1450 не имеется, независимо от того, насколько длительное время заказчик не оплачивает выполненные подрядчиком работы.

Вместе с тем, поскольку стоимость фактически выполненных работ подлежит уплате по нормам о неосновательном обогащении, в такой ситуации подрядчик имеет право за несвоевременную оплату выполненных работ предъявить подрядчику к уплате проценты за пользование чужими денежными средствами, поскольку согласно п. 2 ст. 976 ГК на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами <*> с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. В такой ситуации часто ошибкой подрядчика при предъявлении иска является указание началом периода просрочки даты завершения работ, поскольку с учетом фактических обстоятельств дела и возникших взаимоотношений сторон в большинстве случаев правильным является определение периода для начисления процентов на основании ч. 2 п. 2 ст. 295 ГК, т.е. по истечении семи дней после получения требования подрядчика об оплате. При этом, безусловно, для возникновения у заказчика неосновательного обогащения в размере стоимости выполненных подрядчиком работ первоначально подрядчик должен предъявить заказчику работы для приемки с направлением последнему своего расчета стоимости выполненных работ, который оформляется соответствующими актами сдачи-приемки работ.

Как правило, между сторонами имеются разногласия по вопросу расчета стоимости работ, выполненных в отсутствие договора строительного подряда, для разрешения которых может быть назначена судебная строительно-техническая экспертиза либо привлечены специалисты в области ценообразования в строительстве, например РУП «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве», РУП «Стройтехнорм», РУП «Главгосстройэкспертиза», РУП «Госстройэкспертиза» по г. Минску и областям, и специалисты государственных органов для дачи заключения по делу, например специалисты Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, поскольку в такой ситуации требуются специальные познания в области ценообразования в строительстве.

Особое внимание следует также обратить на споры по взысканию задолженности за выполненные работы на основании договора подряда в ситуации, когда заказчик по каким-либо причинам не подписывает полученные от подрядчика акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и справки о стоимости выполненных работ и затратах, направляя подрядчику в порядке, установленном п. 55 Правил N 1450, мотивированный отказ от их подписания, с которым подрядчик не согласен, либо, вообще никак не реагируя на полученные от подрядчика документы, работы не принимает и не оплачивает.

В таком случае подписанные подрядчиком в одностороннем порядке документы подлежат оценке экономическими судами в качестве оснований для взыскания задолженности за выполненные работы, поскольку на основании п. 4 ст. 708 ГК и п. 65 Правил N 1450 акт сдачи-приемки работ, подписанный только одной стороной, может быть признан в судебном порядке недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания этого акта признаны судом обоснованными.

Типичной ошибкой при предъявлении требований на основании односторонних актов и справок, которая может повлечь отказ в удовлетворении иска о взыскании задолженности за выполненные работы, а также пеней и процентов за нарушение срока оплаты и пеней за необоснованное уклонение от приемки выполненных строительных работ и оформления соответствующих документов, подтверждающих их выполнение, является отсутствие у подрядчика доказательств, подтверждающих направление заказчику в установленном порядке документов для приемки работ и их оплаты. Позиция подрядчика в такой ситуации сводится к пояснениям о том, что, например, документы передавались нарочным либо представителю службы технического надзора заказчика непосредственно на строительном объекте, в то время как заказчик получение оформленных надлежащим образом акта и справки, а также исполнительной документации, подтверждающей качество выполненных работ, отрицает.

В связи с этим к исковому заявлению должны быть приложены письменные доказательства, которыми могут служить, например, заказное письмо с описью вложения и уведомлением о получении либо отметка на сопроводительном письме о получении таких документов заказчиком и другие.

При наличии подписанных обеими сторонами первичных документов по строительству по искам о взыскании пеней и процентов за пользование чужими денежными средствами в качестве недочетов оформления документов, которые могут стать основанием для отказа в иске о взыскании штрафных санкций за нарушение срока оплаты, является отсутствие на актах и справках дат их подписания со стороны заказчика и подрядчика либо несоответствие дат подписания в оригиналах, находящихся у заказчика и у подрядчика. Соответствующее разъяснение содержится и в п. 30 постановления Пленума ВХС N 6.

Так, нормы постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 N 13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве», а также Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 N 29, предписывают сторонам заполнять в актах не только даты их подписания, но также и даты получения заказчиком для рассмотрения и получения подрядчиком обратно от заказчика. Вместе с тем нормы указанных актов выполняются сторонами не всегда, в связи с чем в подтверждение своей позиции о дате приемки работ подрядчик обязан представить иные письменные доказательства, которыми могут быть, например, ответ на претензию об оплате либо факт сдачи выполненных субподрядчиком работ генподрядчиком заказчику.

Типичной ошибкой, влекущей частичный отказ в удовлетворении иска по договорам строительного субподряда, является неверное определение периода просрочки оплаты пеней и процентов. Как показывает судебная практика, в большинстве из договоров, которые представляются в суд в качестве основания иска о взыскании задолженности за выполненные работы и штрафных санкций, срок оплаты выполненных работ поставлен в зависимость от поступления денежных средств от заказчика (при наличии своевременного финансирования заказчиком и т.д.). В такой ситуации нарушение срока об оплате следует исчислять по истечении семи дней со дня получения генподрядчиком письменного требования субподрядчика об оплате на основании ч. 2 п. 2 ст. 295 ГК вне зависимости от поступления оплаты генподрядчику от заказчика по конкретным работам. Такой подход экономических судов обусловлен положениями п. 3 ст. 660 ГК, согласно которым генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 294 и ст. 374 ГК, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Если иное не предусмотрено законодательством или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.

В свою очередь, при предъявлении исковых требований заказчиками также допускается ряд ошибок, например неверное определение предельного размера пеней исходя из условий договора или п. 85 Правил N 1450, который должен рассчитываться исходя из видов, объема и стоимости работ, не выполненных за конкретный отчетный период согласно графику производства работ, или выполненных с нарушением срока работ, а не общей стоимости работ за расчетный период. При этом также следует иметь в виду, что при своевременном предъявлении к приемке результата выполненных работ, оформленных в установленном порядке актами сдачи-приемки работ, но несвоевременного предъявления справки о стоимости выполненных работ и затратах, формы которой утверждены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.10.2011 N 48, основания ответственности подрядчика за нарушение сроков выполнения работ будут отсутствовать, поскольку указанная справка является основанием для оплаты, а не документом, оформляющим результаты работы <*>.

При заявлении требований о взыскании пеней за нарушение подрядчиками сроков сдачи объекта в эксплуатацию (передачи результата строительных работ), установленных абз. 3 п. 85 Правил N 1450 в размере 0,15 процента стоимости объекта за каждый день просрочки, но не более 10 процентов стоимости объекта (результата строительных работ) и, как правило, включаемых в договор подряда в такой же редакции, заказчикам следует понимать, что в предмет доказывания по таким делам будет входить круг фактических обстоятельств, свидетельствующих не только о нарушении подрядчиками сроков выполнения работ, но и неисполнении ими обязанностей, повлекшем невозможность своевременной приемки объекта в эксплуатацию. К таким обязанностям можно отнести установленные конкретным договором подряда, а также определенные законодательством. Так, Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 N 716, относит к обязанностям, связанным с вводом объекта, уведомление заказчика в письменной форме о дате завершения строительства объекта, сообщение сведений о представителях подрядчика, которые будут участвовать в приемке объекта, оформление гарантийного паспорта объекта, передачу приемочной комиссии документов по перечню, утвержденному в настоящее время постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.12.2018 N 40 (комплект рабочих чертежей, копии сертификатов, акты индивидуальных испытаний, акты освидетельствования скрытых работ, журналы производства работ и авторского надзора, гарантийный паспорт и др.), и пр.

Также ошибкой, допускаемой сторонами, является предъявление исков генподрядчиков к субподрядчикам о взыскании пеней за нарушение срока сдачи объекта в эксплуатацию. Содержание ряда договоров субподряда свидетельствует о том, что на субподрядчика может и не возлагаться совершение каких-либо дополнительных действий, кроме выполнения работ, направленных непосредственно на ввод объекта в эксплуатацию, что учитывается судами при рассмотрении конкретных дел и может явиться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку срок окончания работ — это иное понятие, чем сдача объекта в эксплуатацию.