Международный торговый оборот требует определенной систематизации и стандартизации условий договоров международной купли-продажи товаров, причем не только на уровне международных публичных договоров:

— как универсальных (многосторонних, участниками которых могут являться все государства мира, но в действительности часто является небольшое количество государств),

— так и региональных (также многосторонних, но участниками которых являются лишь государства-члены определенного регионального объединения),

— и двусторонних, а также на уровне «частных унификаций» определенных, чаще неправительственных, а иногда и правительственных, организаций (иными словами, так называемого «мягкого права»), в основе которых часто лежат систематизация и стандартизация международного торгового обычая (как минимум, изначально).

Это объясняется тем, что при наличии значительного количества субъектов, участвующих в мировом товарообмене, возникают сложности и непонимания, а также противоречия между контрагентами как на этапе совершения договора, так и на этапе его исполнения, особенно если указанные субъекты, будучи подъюрисдикционными различным государствам, основываясь в своих взглядах на международную торговлю, исходят из разного понимания ряда правовых аспектов указанных отношений различными правовыми системами.

В силу изложенного значительную «помощь» субъектам различных государств при совершении договоров международной купли-продажи товаров может оказать систематизация и стандартизация условий поставки товаров для их единообразного понимания указанными участниками международных торговых отношений, осуществленная именно на уровне авторитетной (влиятельной) международной неправительственной организации, в качестве каковой можно рассматривать Международную торговую палату.

Именно поэтому в качестве основной систематизации и стандартизации условий договоров международной купли-продажи товаров выступает ИНКОТЕРМС, разрабатываемый и публикуемый Международной торговой палатой.

Указанная международная неправительственная организация «для облегчения» понимания сторонами договора международной купли-продажи товаров друг друга осуществляет систематизацию условий договора международной купли-продажи товаров путем составления свода торговых терминов и публикации такого свода.

Итак, Международная торговая палата начиная с 1936 года издала 9 сводов (редакций) торговых терминов (торговых правил), получивших сокращенное наименование «ИНКОТЕРМС», а именно:

— ИНКОТЕРМС 1936;

— ИНКОТЕРМС 1953;

— ИНКОТЕРМС 1967;

— ИНКОТЕРМС 1976;

— ИНКОТЕРМС 1980;

— ИНКОТЕРМС 1990;

— ИНКОТЕРМС 2000;

— ИНКОТЕРМС 2010;

— ИНКОТЕРМС 2020.

Последняя редакция свода торговых терминов была издана Международной торговой палатой 10 сентября 2019 г. (издание ICC N 723) и вступила в силу с 1 января 2020 г.

При этом, учитывая то обстоятельство, что любая из редакций ИНКОТЕРМС представляет собой не более чем так называемую частную унификацию, в договорах международной купли-продажи товаров возможна отсылка к любой из редакций ИНКОТЕРМС, только бы стороны сделки, использующие тот или иной торговый термин, имели точное представление о его содержании, а это, как показывает практика белорусских субъектов и субъектов иных государств-участников СНГ, далеко не всегда так.

Хотя сама Международная торговая палата рекомендует все же для использования именно последнюю редакцию ИНКОТЕРМС, в качестве каковой в настоящее время и выступает ИНКОТЕРМС 2020.

Таким образом, ИНКОТЕРМС 2020 это:

а) это «не более чем» разработка Международной торговой палаты, которая именуется «Правила ICC по использованию национальных и международных торговых терминов»,

б) включающая в себя 11 торговых терминов, которые могут использоваться в международной и национальной торговле,

в) каждый из которых состоит из 10 условий (статей) (определения только 10 условий договора купли-продажи товаров);

г) однако данная «разработка» имеет практически повсеместное применение в рамках международного торгового оборота в силу как авторитетности самой организации-разработчика, так и точности соответствующих условий договора купли-продажи товаров, а самое главное — единообразного понимания участниками международного торгового оборота указанных условий.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex