Вопрос: Согласно п. 5 приложения 1 к постановлению N 229, в том числе с учетом изменений, внесенных в него постановлением N 59, действие постановления N 229 не распространяется на закупку товаров на аукционах. Закупка товаров на каких аукционах здесь имеется в виду?

Ответ: В п. 5 приложения 1 к постановлению N 229 речь идет об аукционах как способах (процедурах) продажи имущества.

Обоснование: В целом п. 4, 5 приложения 1 к постановлению N 229 предусматривают различные конкурентные способы (процедуры) выбора контрагента для заключения договоров по приобретению товаров, работ или услуг, которые выведены за рамки действия постановления N 229. Например, проведение таких процедур по п. 4 приложения 1 к постановлению N 229 урегулировано постановлением N 714.

В основном в результате проведения процедуры по приобретению имущества (товара) организатор такой процедуры выбирает поставщика, предлагающего наиболее выгодные условия, в том числе и по ценовому критерию (цена предложения победителя обычно является наименьшей).

Проведение процедур (обычно аукционов) по продаже имущества востребовано. В этих процедурах, как правило, предполагается получение выгоды продавцом такого имущества. Так, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену (п. 4 ст. 417 ГК). Подобного рода аукционы применяются в различных сферах, требующих принятия мер по эффективному отчуждению имущества, например таких, как:

— продажа имущества должника в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) (ст. 127 Закона об экономической несостоятельности (банкротстве));

— продажа имущества ликвидируемого (вне процедур экономической несостоятельности (банкротства)) юрлица (п. 3 ст. 59 ГК, Положение о порядке продажи имущества ликвидируемого юрлица);

— отчуждение неиспользуемого государственного имущества (Положение о порядке распоряжения госимуществом, Указ о некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов) и иные нормативные правовые акты);

— реализация имущества должника в рамках исполнительного производства (нормы гл. 8 Закона об исполнительном производстве).

При этом во всяком случае организации, которая осуществляет закупки с учетом требований постановления N 229, прежде чем прибегнуть к такому способу приобретения имущества, как участие в аукционах по продаже имущества, независимо от того, организован он на основании норм, обязывающих продавца проводить такой аукцион, либо в силу добровольно принятого им решения по продаже имущества на аукционе, следует оценить конъюнктуру рынка, наличие предложений того или иного товара у различных продавцов и условия его продажи ими. Такое изучение будет полезно в том числе и в целях определения степени своего участия в аукционе продажи (количества возможных, экономически выгодных ставок, которые может сделать закупающая организация).

Информация о товарах, приобретаемых на аукционах в соответствии с п. 5 приложения 1 к постановлению N 229, не отражается в сведениях об общей стоимости договоров, заключенных в отчетном квартале, а также стране происхождения приобретаемых в рамках таких договоров товаров (работ, услуг), поскольку в этих сведениях отражается информация относительно договоров, заключенных по результатам процедур закупок, проведенных в соответствии с требованиями постановления N 229 (ч. 2 подп. 2.10 п. 2 постановления N 229).

Кроме того, следует учитывать, что положения подп. 2.19 п. 2 постановления N 229 распространяются на случаи приобретения любых товаров, в том числе и названных в п. 5 приложения 1 к постановлению N 229 (подп. 1.2 п. 1 постановления N 229). То есть приобретенные на аукционах товары влияют на выполнение показателя минимальной доли закупок белорусских товаров. В связи с изложенным организациям, осуществляющим закупки с учетом требований постановления N 229, следует учитывать и указанные требования. Для этого рекомендуется использовать возможность закупки без учета требований постановления N 229 по п. 5 приложения 1 к нему в случае, если с учетом предоставленных постановлением N 229 возможностей ожидается выполнение (либо уже выполнена) в течение соответствующего календарного года минимальной доли закупок белорусских товаров в рамках иных закупок в течение этого периода (например, у производителей товаров на основании абз. 2 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления N 229).

Обратите внимание!
С 05.03.2022 вступают в силу изменения, внесенные в постановление N 229, которые в том числе коснулись определения минимальной доли закупок белорусских товаров. Так, соблюдение минимальной доли белорусских товаров с 05.03.2022 не потребуется в том числе для закупки товаров на аукционах (ч. 1 подп. 2.19 п. 2 постановления N 229 (в ред., действующей с 05.03.2022)).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex