Наниматель обязан организовать учет явки работников на работу и ухода с нее, а также учет фактического рабочего времени каждого работника (ст. 133 ТК). Табель учета рабочего времени — основной источник информации об использовании рабочего времени работниками в организации.

Учету подлежит фактическое рабочее время, которое состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемого в соответствии с законодательством в рабочее время. Следует помнить, что учет рабочего времени осуществляется в первую очередь для своевременного и точного расчета заработной платы, а также фиксации различных отклонений от графика работы с указанием их причин. Так, в составе неотработанного времени выделяют оплачиваемое и неоплачиваемое время, а также потери рабочего времени как по вине работника, так и при отсутствии его вины.

Фактическое рабочее время учитывается с момента явки работника на место выполнения работы согласно ПВТР, графику работ (сменности), трудовому договору (контракту) и до момента фактического освобождения от работы в этот рабочий день (смену).

Рассмотрим, как организовать учет рабочего времени и заполнить табель учета рабочего времени работников.

1. Ведение табеля учета рабочего времени

В настоящее время законодательство не содержит требований к условным обозначениям, применяемым в табеле использования рабочего времени, равно как и к его форме. А это означает, что организации необходимо утвердить свою форму и список условных обозначений. За основу можно брать ранее применявшиеся условные обозначения в табеле (приложение 4 к Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду). Однако следует понимать, что количество условных обозначений, их расшифровка должны полностью закрывать потребности организации. Причем потребности не только по начислению заработной платы. С этим легко справляется табель, выгружаемый из любой бухгалтерской программы. В таких табелях используют, как правило, не более 15 самых простых условных обозначений («Р», «Б», «О», «К» и т.д.).

Табель учета рабочего времени должен обеспечивать возможность контроля:

— за использованием работниками рабочего времени;

— причинами отклонений от графика работ (сменности);

— соблюдением работниками производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины.

Для этих целей количество условных обозначений может значительно увеличиваться. Например, на слайде 1 представлены образцы условных обозначений, которые могут быть использованы в организации.

Слайд 1. Условные обозначения

Как видно на слайде 1, некоторые условные обозначения в табеле уточнены с учетом того, что наниматель может принять решение о сохранении либо несохранении работнику среднего заработка за время социального отпуска.

Например, «ОА» означает отпуск, предоставляемый по инициативе нанимателя, без сохранения заработной платы, а «ОАЗ» — отпуск, предоставляемый по инициативе нанимателя, с сохранением заработной платы (ст. 191 ТК).

На слайде 1 отсутствует специальное обозначение для работников, выполняющих дистанционную работу. Введение особого условного обозначения считаем нецелесообразным по следующей причине. Даже если стороны договорятся, что работник самостоятельно определяет режим рабочего времени и времени отдыха, полную норму рабочего времени это не отменяет. Как не отменяет и обязанность нанимателя фиксировать не отработанное работником время (отпуск, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому полагаем, что при отсутствии информации от работника (систем контроля) об отклонениях от работы (например, превышение предельного количества часов в неделю) наниматель вправе указать в табеле учета рабочего времени, что работник в соответствующий день по графику работы отработал положенное (установленное трудовым договором (контрактом)) время.

Табель учета рабочего времени следует заполнять ежедневно.

Примечание
Исправления в табеле учета рабочего времени не допускаются. При последующем обнаружении ошибок делается новый (корректирующий) табель учета рабочего времени на тех работников, в отношении которых были допущены ошибки.

С целью систематизации процесса сбора и обработки информации о затратах рабочего времени работников организации наниматель в ЛПА устанавливает порядок организации учета использования рабочего времени.

Например, в организации может быть разработано положение о табельном учете рабочего времени. В учетной политике организации также может быть закреплена форма табеля учета рабочего времени, список используемых в организации условных обозначений. Аналогичным образом все необходимое может быть закреплено в инструкции по делопроизводству. Учет явки на работу и ухода с нее ведется по организации в целом либо отдельно по структурным подразделениям (при необходимости). Для ведения учета рабочего времени в организации или в отдельных подразделениях назначаются ответственные.

Учет рабочего времени, как и сам табель, может вестись на бумажном носителе либо в электронном виде. Возможна гибридная форма ведения учета рабочего времени, когда для формирования табеля используется система автоматизированного кадрового учета (CRM и т.д.). В дальнейшем табель может быть выгружен, распечатан и подписан либо сразу подписан в электронном виде при помощи ЭЦП.

Справочно
Возможность использовать электронный документооборот в кадровом учете нам предоставляет Закон об электронном документе, Инструкция по делопроизводству (приложение 20), Инструкция о порядке работы с электронными документами.

Отметим, что автоматическое (программное) заполнение табеля учета рабочего времени работников ускоряет процесс ведения учета списочного состава работников организации (подразделения), внесения в табель соответствующей информации о приеме, увольнении, предоставлении отпусков и т.д., контроля своевременности представления и правильности оформления документов.

Примечание
Табель использования рабочего времени, включая различные отметки о причинах отклонений от графика рабочего времени, работе в режиме неполного рабочего времени, работе в сверхурочное время, должен быть заполнен на основании первичных документов (листок нетрудоспособности, приказ о предоставлении отпуска, об отзыве из отпуска и др.), оформленных надлежащим образом.

В табелях, наряду с буквенными обозначениями затрат рабочего времени, отмечается количество отработанных часов, часов сверхурочной работы, работы в государственные праздники, праздничные и выходные дни, количество часов работы в ночное время и т.п.

Например, отметка «ОТЗ» в табеле означает, что работник в определенный день (24.06.2021) не работал, а был отстранен от работы с сохранением заработной платы (см. слайд 2).

Слайд 2. Образец заполнения табеля учета рабочего времени

На слайде 2 мы также видим исчисленное и зафиксированное по работнику количество отработанных часов сверх установленной нормы рабочего времени.

При направлении работника в командировку в табеле учета рабочего времени по общему правилу указывается количество часов рабочего времени по графику работы работника. При ведении табеля учета рабочего времени на бумажном носителе в табеле количество часов обычно обозначается в виде дроби в одной графе (например, «8/К»). В случае ведения учета рабочего времени программным способом необходимость проставления количества отработанных часов отсутствует, т.к. расчет количества отработанного времени осуществляется автоматически на основании введенной пользователем информации о командировке (см. слайд 3).

Справочно
За работниками, направленными в служебную командировку, сохраняется место работы, должность служащего (профессия рабочего) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка за все рабочие дни недели по графику постоянного места работы (ч. 1 ст. 95 ТК). Период командировки исходя из норм ст. 93 ТК исчисляется в календарных днях.

 Слайд 3. Образец заполнения табеля учета рабочего времени при командировании работника

Аналогичным образом в составе отработанного времени отдельно учитывается время работы в ночное время и т.д. (ст. 70, 117, 133 ТК).

2. Наиболее частые ошибки при составлении и ведении табеля учета рабочего времени

Сегодня смело можно утверждать, что единственная и самая значительная ошибка нанимателей при составлении и ведении табеля учета рабочего времени — это отсутствие автоматизации данного процесса либо его недостаточная автоматизация.

За весь период работы в сфере надзора не было ни одного нарушения, первопричиной которого не являлся бы человеческий фактор: нехватка времени, невнимательность, чрезмерная нагрузка. Все остальные ошибки являются лишь следствием вышеназванной. Однако, к сожалению, в актах проверки это прочесть нельзя. Это видно из протоколов административных дел, материалов исков. В актах проверки чаще всего можно увидеть следующие записи, которые описывают выявленные нарушения.

1. Количество календарных дней, отображенных в табеле учета рабочего времени, не соответствует количеству дней в соответствующем календарном месяце. Чаще всего эту ошибку можно встретить в високосный год.

2. Количество дней, отмеченных как отработанные, в календарной сетке не соответствует количеству отработанных часов, указанных в итоговой части табеля. Данная ошибка может проявляться как в результате арифметической ошибки, так и в случае некорректного заполнения сведений о выходных, рабочих днях, периодах командировки и т.д.

Эти две описанные ошибки свидетельствуют о некорректном составлении табеля использования рабочего времени, и, как правило, их можно быстро устранить. Хуже обстоят дела, когда в табеле выявляются иные ситуации.

1. В табеле учета рабочего времени в предпраздничный день зафиксировано, что работники проработали полный рабочий день без установленного сокращения на 1 час (ст. 116 ТК). Чаще всего эта ситуация встречается при переносе предпраздничного дня в случае такой необходимости.

На слайде 4 видно, что предпраздничный день 2 июля был корректно перенесен для работников организации на 10 июля.

Слайд 4. Образец заполнения табеля учета рабочего времени при переносе предпраздничного дня

В данном случае ситуация может развиться по двум путям. Как вариант, работники действительно отработали без установленного сокращения. Тогда соответствующий час работы должен был быть зафиксирован как сверхурочный с предоставлением соответствующей компенсации (ст. 69 ТК).

Либо, если наниматель докажет, что переработки не было, имеет место недостоверный учет рабочего времени. А это уже административное правонарушение, которое может быть квалифицировано, на наш взгляд, по ч. 2 ст. 14.6 и (или) ст. 24.11 КоАП.

2. В табеле учета рабочего времени зафиксировано нарушение порядка предоставления отпуска работнику: не предоставлялся более года, предоставлялся в меньшем количестве, чем гарантировано законодательством.

3. В табеле учета рабочего времени зафиксировано нарушение режима рабочего времени и времени отдыха работников: работники не имели выходных 7 и более дней подряд, нарушена продолжительность минимального междусменного перерыва, минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха и т.д.

4. В табеле учета рабочего времени зафиксировано нарушение государственных гарантий для отдельных категорий работников: несовершеннолетних привлекали к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни.

5. Работник фактически был досрочно отозван из отпуска (командировки), при этом в табеле учета рабочего времени соответствующие изменения не нашли своего отражения.

Разумеется, описанные нарушения подтверждаются не только табелем учета рабочего времени. При проведении проверок комплексно изучаются документы по личному составу, выводы делаются на основании сведений, отраженных и в табеле учета рабочего времени, и иных ПУД.

3. Проверка корректности заполнения табеля учета рабочего времени работников

Для того чтобы убедиться в отсутствии ошибок при составлении табеля учета рабочего времени, необходимо следовать определенному порядку действий.