Белявский Сергей Чеславович,
эксперт в сфере судебной практики
разрешения экономических споров

Кобринец Марина Викторовна,
юрист

Таможенные процедуры и формальности могут отнимать у бизнеса много времени, что в конечном счете накладывает отпечаток на прибыль компании. В современных условиях поставка товара клиенту требуется уже завтра, а таможенные процедуры могут затянуться до послезавтра. В итоге клиент уходит, товар залеживается на складе. Иное дело, если у компании есть особый статус — статус уполномоченного экономического оператора (далее — УЭО). Его наличие говорит таможенным органам, что данная компания благонадежна, выполнила все необходимые формальности, подтвердила свою платежеспособность и добросовестность, а значит, таможенные риски в ее случае минимальны.

Таможенные органы доверяют такой компании — товар может покинуть таможню еще до завершения оформления, его проверят в первоочередном порядке. Подобные преференции в таможенном праве называют упрощениями. На сегодня существует три набора упрощений, которые может предоставить таможенный орган. Востребованность института УЭО обусловливает его постоянное развитие. Раньше существовал всего 1 тип УЭО и 5 упрощений для него, сейчас — 3 типа и 16 упрощений (закрепляет ст. 437 ТмК ЕАЭС).

Какой именно набор предпочесть, компания выбирает сама в зависимости от вида ее деятельности и своих потребностей. Если это международная торговая компания или грузовой перевозчик, им, вероятнее всего, подойдет первый набор. И значит, нужно получить свидетельство УЭО первого типа. С таким свидетельством с момента включения в реестр УЭО компания значительно сократит время оформления товара и его нахождения на таможенной территории, ей не придется стоять в очереди на таможенные операции, таможня предоставит отсрочку платежей до 45 дней, не потребует финансовых гарантий в отношении транзитных грузов и т.д.

Если же это компания-производитель или крупный экспортер, интересным будет второй набор упрощений (свидетельство УЭО второго типа). Тут востребованы возможность доставки и хранения товаров на собственных площадях, проведение таможенного контроля в помещениях УЭО, первоочередное совершение таможенных операций, выпуск товаров УЭО до подачи декларации на них, отсутствие необходимости предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и т.д.

Третий набор упрощений для максималистов — тех, кто хочет пользоваться двумя наборами одновременно.

Важно отметить, что все эти упрощения не ограничиваются территорией Беларуси. Своим статусом УЭО пользуются на всей территории ЕАЭС а также Китая. Однако с упрощениями УЭО получает обязанность:

— соблюдать условия включения в реестр УЭО весь период своей деятельности, а именно обеспечить наличие системы учета товаров, отвечающей требованиям, установленным законодательством государств-членов о таможенном регулировании; позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций; обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям (подп. 7 п. 1 ст. 433 ТмК ЕАЭС);

— обеспечивать исполнение обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов (ст. 436 ТмК ЕАЭС);

— информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр УЭО, об изменении сведений, заявленных при включении, и представить документы, подтверждающие эти изменения, в течение 14 календарных дней со дня изменения или со дня, когда о них стало известно.

УЭО, включенные в реестр с выдачей свидетельства второго или третьего типа, обязаны также:

1) обеспечить нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде (на срок не менее года) сооружений, помещений (их частей) и (или) открытых площадок (их частей), предназначенных для временного хранения товаров;

2) обеспечить соблюдение требований к транспортным средствам и работникам; к сооружениям, помещениям (их частям) и (или) открытым площадкам (их частям), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль.

Нарушение вышеуказанных обязанностей может стать основанием для приостановления действия свидетельства УЭО либо для исключения из реестра УЭО в соответствии со ст. 435 ТмК ЕАЭС.

По состоянию на декабрь 2020 года в Беларуси зарегистрировано 314 УЭО. Более половины из них получили третий тип свидетельства УЭО. Среди известных компаний, обладающих таким статусом, — РУП «Белтаможсервис», ЗАО «Атлант», ОАО «ГродноАзот», ПТУП «Гефест-техника», ОАО «Белшина».

Потеря статуса УЭО может сделать любую из этих компаний нежизнеспособной. А причиной могут оказаться даже акционеры. Так, если акционера юридического лица, обладающего 10% и более акций, привлекут к уголовной ответственности по определенным в законодательстве стран ЕАЭС статьям, такую компанию исключат из реестра УЭО. Причем это касается и снятых судимостей. Иначе говоря, если новый акционер имеет уже погашенную судимость, он нанесет компании непоправимый урон.

Пример
В состав ООО, обладающего статусом УЭО, вошел новый участник. ООО об изменениях в составе таможенному органу не сообщило. О не поданных своевременно сведениях тот узнал при очередной проверке. Выяснилось, что новый участник ООО имел уже снятую судимость. Таможенный орган принял решение исключить ООО из реестра УЭО. ООО с таким решением не согласилось и обжаловало его в суде. По мнению ООО, если на момент вступления в ООО у акционера судимость была погашена, необходимости информировать о ней таможенные органы не было. Суд не согласился с доводами ООО и, руководствуясь п. 5 ст. 430, подп. 6 п. 8 ст. 435 ТК ЕАЭС, оставил решение таможенного органа в силе.

Дополнительно отметим, что проверять на наличие судимости следует не только будущих акционеров, но и руководителей, и главбуха.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex