Особенностью оплаты труда отдельных педагогических работников является исчисление ее с учетом объема установленной педагогической нагрузки. О ежегодной тарификации педагогических работников и порядке определения и распределения объема педагогической нагрузки читайте в данной статье.

1. Общие правила тарификации педагогических работников бюджетных организаций

Ежегодно на 1 сентября в учреждениях образования осуществляется тарификация учителей, преподавателей, учителей-дефектологов, педагогов дополнительного образования, аккомпаниаторов, концертмейстеров, музыкальных руководителей, культорганизаторов (педагогические работники), которым устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку (подп. 1.1, ч. 4 подп. 1.2 п. 1 постановления N 25).

Связано это с ежегодным установлением указанным работникам объема педагогической нагрузки в астрономических часах, который в общем случае не изменяется только в течение текущего учебного года (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 постановления N 25).

Рассмотрим отдельные вопросы данного процесса.

Что входит в объем педагогической нагрузки?

Педагогическая нагрузка включает (п. 2 Инструкции N 25):

Педагогическая нагрузка педагогических работников

При этом учебные часы представляют собой часы педагогической деятельности, регулируемой расписанием уроков (учебных занятий, занятий) в соответствии с учебными планами в классах, специальных классах, учебных группах, группах, специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, классах интегрированного обучения и воспитания, объединениях по интересам, а также планами воспитательной работы (абз. 2 п. 2 Инструкции N 25).

Организационно-воспитательная работа осуществляется за пределами учебного расписания и включает:

— классное руководство (кураторство), воспитательную, идеологическую и культурно-массовую работу с учащимися, социально-педагогическую работу с родителями и др.;

— организацию и выполнение работы по обучению в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях, цикловых, предметных и методических комиссиях учебных заведений (п. 2 Инструкции N 70).

Дополнительный контроль — работа по проверке знаний учащихся, включая проверку письменных работ, и с использованием современных технологий — осуществляется по отдельным учебным предметам (дисциплинам) также за пределами учебного расписания (ч. 1 п. 4 Инструкции N 70).

Кто и как распределяет педагогическую нагрузку?

Распределение всей педагогической нагрузки между работниками, учет и контроль осуществляет руководитель учреждения образования по согласованию с соответствующим комитетом отраслевого профсоюза. Он также несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме (ч. 3 подп. 1.2 п. 1 постановления N 25, ч. 1 подп. 24.6 п. 24 Соглашения с отраслевым профсоюзом на 2019 — 2022 годы).

Предварительная работа по установлению педагогической нагрузки, как правило, проводится до ухода педагогических работников в отпуск. Тем самым работники заранее информируются о том, в каких классах, группах и с каким объемом нагрузки они будут работать в новом учебном году (ч. 2 подп. 24.6 п. 24 Соглашения с отраслевым профсоюзом на 2019 — 2022 годы).

Конкретный объем педагогической нагрузки устанавливается работникам исходя из количества часов согласно учебным планам, часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля, обеспеченности педагогическими кадрами и других конкретных условий в учреждении. При этом нагрузка менее чем на ставку устанавливается с письменного согласия работника, кроме случаев, когда работник по трудовому договору (контракту) принят на условиях неполного рабочего времени (ч. 3 подп. 24.6 п. 24 Соглашения с отраслевым профсоюзом на 2019 — 2022 годы).

Объем часов дополнительного контроля определяется каждому учителю (преподавателю), выполняющему эту работу, пропорционально объему педагогической нагрузки, установленной на основании учебного плана по соответствующему учебному предмету (учебной дисциплине) (п. 7 Инструкции N 70).

Перераспределение учебной нагрузки в течение учебного года, как правило, не допускается. Исключением может быть изменение количества часов по тем или иным предметам, предусмотренным учебным планом, либо изменение количества классов (групп).

Что такое тарификация и как она оформляется?

Согласно ТК тарифы оплаты труда работников бюджетных организаций определяются по базовой ставке и коэффициентам тарифного разряда тарифной сетки (кратным размерам базовой ставки). В свою очередь, тарифный разряд — это величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника (ч. 1, 4 ст. 60 ТК).

Таким образом, тарификация в оплате труда — это установление тарифных разрядов (разрядов выполняемых работ) работников для определения размеров их окладов. Тарификация может оформляться ведомостью либо тарификационным списком.

Тарифные разряды по должностям служащих педагогических работников бюджетных организаций определяются согласно  постановлению от 03.06.2019 N 71. Данным документом определены также перечни отраслевых стимулирующих и компенсирующих выплат и утверждены инструкции о порядке их осуществления и размерах (п. 1 и 3 постановления от 03.06.2019 N 71).

Тарификация педагогов оформляется списком педагогических работников бюджетных учреждений образования, которым устанавливаются оклад, надбавки и доплаты с учетом педагогической нагрузки (Список). Список составляется ежегодно на начало учебного года на основании всех имеющихся данных и утверждается руководителем учреждения образования (п. 11 Инструкции N 25).

Список представляет собой документ, в котором также планируется штатная численность педагогов и расходы на оплату труда этих работников, включаемые в штатное расписание учреждения образования (абз. 2 ч. 2 п. 3 Инструкции о порядке расчета планового ФЗП N 149, п. 4 Методических рекомендаций).

По структуре Список похож на штатное расписание, однако в отличие от него он поименный и содержит персональные данные по каждому педагогу, а также планируемый размер его зарплаты без учета премий.

Законодательство не содержит указаний по составлению данного Списка. Исходя из практического опыта в Список включаются:

— педагогические работники, работающие по основному месту работы, в том числе находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;

— учителя (преподаватели), работающие на условиях совместительства, которые также тарифицируются;

— вакантные должности (нераспределенные часы педагогической нагрузки из-за отсутствия кадров по предметам преподавания).

В Список не включаются работники, с которыми заключен гражданско-правовой договор.

По вакантным должностям в Списке размер оклада, надбавок и доплат рассчитывается как средний сложившийся размер оклада, надбавок и доплат по всем штатным единицам по соответствующим должностям работников (п. 5 Инструкции о порядке расчета планового ФЗП N 149).

В целях уточнения планового фонда оплаты труда при изменении базовой ставки, законодательства в части размеров выплат, изменения количества часов учебного плана, организационно-воспитательной работы, дополнительного контроля, объемов средств, направляемых на надбавку за контракт, а также при изменении у работников продолжительности стажа работы, квалификационной категории Список также уточняется (п. 4 Инструкции о порядке расчета планового ФЗП N 149).

2. Особенности тарификации учителей в школе

Об особенностях тарификации учителей в школе и преподавателей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования читайте в ilex.