Участники сейчас более внимательно, чем раньше изучают конкурсные документы и документы по предварительному квалификационному отбору (далее — ПКО) при проведении закупок в строительстве. Чаще бывают случаи обращения с жалобами к организатору до того, как подаются конверты с предквалификационными документами участников и конкурсными предложениями. Рассмотрим основные нарушения, допускаемые организаторами в этих документах.

Ошибка 1. В документации для ПКО не предусмотрены показатели, учитываемые в ходе отбора, применительно к предмету заказа

Положением N 88 установлены показатели, обязательные к указанию в составе документации для ПКО в зависимости от предмета заказа. Перечни обязательных показателей установлены при размещении заказов на:
— выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ;
— строительство объектов, в том числе строительство объектов «под ключ», выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ;
— закупку товаров при строительстве объектов;
— оказание инженерных услуг.

Отсутствие в документации для ПКО обязательных показателей — нарушение требований законодательства о закупках в строительстве.

Ошибка 2. В документации для ПКО установлены показатели, которые не предусмотрены законодательством

Пример
В документации для ПКО для оценки квалификационных данных предусмотрены ограничительные показатели по количеству отзывов заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ (например, не менее 5), количеству уникальных объектов, по которым оказаны инженерные услуги (не менее 5), опыту выполнения аналогичных работ (например, не менее 5 лет). Подобные количественные требования не предусмотрены Положением N 88. Такие действия расходятся с целями создания Указа N 380, нормы которого установлены для развития конкуренции в строительстве, обеспечения снижения его стоимости. На наш взгляд, подобным образом организатор создает дискриминационные условия для участников процедуры закупки, ограничивает конкуренцию <*>.

Ошибка 3. В документации для ПКО установлены необоснованно высокие требования к квалификации участника, чем необходимо исходя из предмета заказа

В качестве одного из показателей, учитываемых в ходе ПКО, предусмотрено наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке <*>. Включая в документацию требования о предоставлении подтверждения наличия аттестата с более высоким классом сложности, чем необходимо исходя из предмета заказа, организатор, на наш взгляд, ограничивает конкуренцию при закупках в строительстве.

Ошибка 4. В конкурсной документации предусматриваются положения, которые не позволяют добросовестному участнику подготовить конкурсное предложение

Как правило, подобным образом условия закупки устанавливаются, когда потенциальный поставщик уже определен. В подобных случаях также следует вести речь об ограничении конкуренции.

Пример
Конкурсная документация организатора предусматривала срок поставки оборудования — 60 дней после подписания договора. В документации также было указано, что предложения с большими сроками поставки к рассмотрению не принимаются и будут отклонены.
Участник направил запрос производителю запроектированного по данному объекту оборудования. В ответе производитель указал, что оборудование не серийное, изготавливается по каждому объекту отдельно. Оно сложнотехническое, в предусмотренные сроки поставить его невозможно.

Ошибка 5. Текст приложений к конкурсной документации не соответствует тексту самой конкурсной документации

Пример 1
В приложениях есть отсылка к пунктам, отсутствующим в конкурсной документации.
Пример 2
В приложении, в котором описана методика и критерии конкурсных предложений, таблица критериев и удельного веса не совпадает с методикой расчета набранных баллов участниками.

Ошибка 6. В документации на закупку оборудования указано, что участник, который предлагает аналогичное (эквивалентное) предусмотренному в проектной документации оборудование, должен внести изменения в эту документацию

Данное требование ограничивает возможность участия в процедуре закупки, так как вносить изменения в проектную документацию по объекту строительства, для которого необходимо оборудование, должно то лицо, которое состоит в договорных отношениях с проектной организацией. Как правило, это заказчик. Участник, который не является стороной договора с проектной организацией, не вправе внести такие изменения. В данном случае, на наш взгляд, можно вести речь о наличии признаков недобросовестной конкуренции, а также создании дискриминационных условий для других участников <*>.

Ошибка 7. В конкурсной документации указано, что цена заказа рассчитывается участником самостоятельно

В законодательстве предусмотрены обязательные условия проведения подрядных торгов. Среди таких условий — указание цены заказа, применяемой в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений о ее снижении <*>. Порядок определения цены заказа зависит от предмета заказа. Например, стартовая цена заказа на проектные работы определяется ресурсным методом в соответствии с Методическими указаниями о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности, утв. приказом Минстройархитектуры от 13.06.2014 N 169 <*>.

Ошибка 8. В конкурсной документации для проведения подрядных торгов на строительство объектов, выполнение работ при строительстве объектов не предусмотрено требование об обязательности представления участником графика платежей

При таком предмете закупки в конкурсной документации должен быть предусмотрен раздел «Порядок представления участником конкурсного предложения». В нем отражается информация о требованиях к составу представляемого участником конкурсного предложения и перечне прилагаемых документов. Если организатором подрядных торгов разрабатываются формы этих документов, то они включаются в данный раздел. График платежей, за исключением случаев единовременной выплаты, в обязательном порядке должен входить в состав конкурсного предложения
участника <*>.

Ошибка 9. В конкурсной документации установлено требование о представлении проекта договора участником-победителем

Проект договора в редакции организатора подрядных торгов (торгов) является обязательным документом, который должен входить в состав конкурсной документации <*>.

Что грозит организатору

За нарушение порядка проведения подрядных торгов на строительство объектов предусмотрен штраф, который в зависимости от стоимости объекта строительства для должностных лиц может доходить до 30 БВ, а для юрлиц — от 100 до 1000 БВ <*>.

За заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию, для должностных лиц предусмотрен штраф от 20 до 100 БВ, а для юрлиц — до 10% выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, но не менее 400 БВ <*>. При определенных условиях за ограничение конкуренции может наступить и уголовная ответственность <*>.

Кроме того, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги <*>.

Однако не всякое нарушение порядка проведения процедуры закупки может являться основанием для признания ее недействительной. В качестве такового могут служить нарушения правил проведения торгов, которые могли повлиять на определение результатов торгов <*>.

Четкое понимание правильного применения законодательства о закупках при строительстве, регламентация, прописанная в локальных правовых актах, в том числе зонирование ответственности (распределение функционала среди работников), позволит минимизировать риски нарушения законодательства и, как следствие, применение мер административного воздействия и уголовной ответственности.