В конце октября Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) пригласило обсудить меры по регулированию потребительского рынка. В ответ ритейлеры пригрозили повышением цен. Есть также риск, что Россия может негативно отнестись к новым инициативам. Таким образом спор по поводу госрегулирования торговли в Беларуси может выйти на новый виток.

Что происходит?

МАРТ в очередной раз вынесло на общественное обсуждение проект указа «О мерах по совершенствованию государственного регулирования потребительского рынка». Основная цель принятия данного указа — оказание поддержки отечественным производителям и создание условий для обеспечения продовольственной безопасности в стране, указали разработчики.

Чиновники предлагают ограничить совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети не более 5% от цены реализуемых продовольственных товаров. В этот бонус должны быть включены оплаты за оказание услуг по продвижению товаров, оказание логистических услуг и др. Кроме того, предложено запретить ритейлерам взимать вознаграждения на социально-значимые товары.

Источник — https://pixabay.com/

МАРТ также хочет обеспечить минимальную долю продажи продовольственных товаров отечественного производства в общем объеме продаж не менее 85%.

За нарушение норм указа грозит штраф — от 100 до 500 базовых величин (2900-14500 рублей).

В 2020 году удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте в сравнении с 2019 годом продолжил снижаться и составил 59,8% (- 1,2 процентных пункта), в том числе по продовольственным товарам – 77,1% (-0,4 п.п.), непродовольственным – 40,9% (- 2,1 п.п.). Высокой остается доля импортных фруктов – 92,8 %, масла растительного – 87,5%, рыбы – 82,5%, крупы гречневой – 66,3%, сахаристых кондитерских изделий – 51,9%, фруктовых и овощных соков – 39%, макаронных изделий – 37,4%, детского питания – 29,1%.

По оценке МАРТ, имеющиеся в Беларуси производственные мощности позволят обеспечить производство продуктов питания в требуем объеме.

Исключение – «Белкоопсоюз»

Одно из новшеств проекта указа заключается в том, что нормы об ограничении бонусов и вознаграждений не будут касаться субъектов торговли Белорусского республиканского союза потребительских обществ. Это сделано с учетом поручений, данных Александром Лукашенко 8 октября этого года на общем собрании представителей членов «Белкоопсоюза».

В обосновании к проекту приводятся цифры: по данным на начало июня, торговые организации потребительской кооперации получали вознаграждения в виде торговых премий (ретро-бонусов) от 49 поставщиков или производителей продовольственных товаров. В соответствии с условиями заключенных соглашений размеры вознаграждений дифференцируются преимущественно от объемов закупок продукции и сроков ее оплаты.

Размеры торговых премий варьируются от 2 до 20% в зависимости от товара. Вознаграждения, получаемые «Белкоопсоюзом», разработчики трактуют не только как средство стимулирования продаж, но и как источник, частично компенсирующий расходы торговых организаций, связанные с реализацией продукции, в первую очередь в глубинке.

— В настоящее время 60% торговой выручки организаций «Белкоопсоюза» формируются за счет продаж в сельской местности, — говорится в обосновании проекта указа.  — С учетом объективно высокой затратности торговых процессов на селе розничная торговля для потребительской кооперации является планово убыточным видом деятельности. Фактически каждый третий торговый объект потребительской кооперации, расположенный в сельской местности, является коммерчески неэффективным социальным проектом, но продолжает работать в целях обеспечения комфортной потребительской среды для сельских жителей.

Частные сети против

Представители Совета по развитию предпринимательства высказали ряд замечаний по предлагаемому проекту. Надо отметить, что этот бизнес-союз работает как консультативная структура при Совмине. Его возглавляет первый вице-премьер Николай Снопков. Членами совета являются и руководители четырех крупных сетей («Евроопт», «Корона», «Санта», «Виталюр»).

По мнению бизнеса, введение 5%-го ограничения на вознаграждения создает дискриминационные условия для деятельности субъектов хозяйствования, ограничивающие конкуренцию: «торговые сети при выборе партнеров будут, прежде всего, ориентироваться на крупных поставщиков товаров высокой ценовой категории, что позволит в условиях ограниченной нормы вознаграждения получать более высокий доход».

Кроме того, при наличии указанных мер может иметь место практика трансформации торговой премии в иные механизмы перераспределения (например, включение в договоры условий об обязательных поставках через принадлежащие торговым сетям логистические центры либо перечисление платежей за продвижение товаров в пользу созданных специально для этих целей фирм).

Представители бизнеса-союза также отметили, что запрет на предоставление вознаграждений в отношении социально значимых товаров вне зависимости от того, введены ли предусмотренные законодательством способы регулирования цен, ограничивает права производителей (поставщиков) по использованию допустимых и прозрачных механизмов стимулирования приобретения покупателем таких товаров. Как следствие, в целях рекламирования товаров в магазине производители (поставщики) будут вынуждены обращаться в рекламные агентства и заказывать оказание соответствующих услуг в объектах розничной торговли.

Как подчеркнули члены совета, выполнение требований по приросту доли белорусских продовольственных товаров в объеме розничного товарооборота до 85% может привести к ситуации, когда супермаркет будет работать только «на склад» и, как следствие, суммарные расходы на приобретение, хранение товара и убытки от «заморозки» оборотных средств превысят стоимость такого товара, что сделает его абсолютно неликвидным.

«Все это в результате не только ухудшит финансовое положение субъектов торговли, но и спровоцирует рост розничных цен», говорится в сообщении Совета по развитию предпринимательства.

КГК выявил ряд нарушений

В МАРТ отметили, что корректировки в указ вносятся с учетом предложений Комитета госконтроля, Минсельхозпрода и концерна «Белгоспищепром».

Ранее белорусские производители жаловались в министерство, что вынуждены платить за более выгодное размещение товара в зале бонусы, премии крупным торговых сетям, которые «в настоящее время обладают значительной рыночной властью». В первую очередь много споров было вокруг доминирующего игрока «Евроопта».

По информации «Белгоспищепрома», в настоящее время удельный вес поставки «акционных» товаров по целому ряду торговых групп достигает 60-90 % от общего объёма поставляемой продукции. В этом случае производитель предоставляет увеличенный размер скидок, которые достигают 30-50% от отпускных цен на продукцию. При этом рентабельность продаж составляет, как правило, от 0 до 5%, а в отдельных случаях имеет отрицательную рентабельность. Этот факт не позволяет белорусским производителям выплачивать дополнительные вознаграждения ритейлерам за поставку товаров для акционной продажи.

Надо сказать, что в настоящее время в Беларуси действует госрегулирование цен на почти 30 групп социально значимых товаров. Власти ограничили предельные размеры оптовых и торговых надбавок.

При этом изменение цен на социально значимые товары первой необходимости не может превышать 0,2% в месяц.

Ритейлеры отмечают, что многие позиции сложно вписаться в установленные ограничения по повышению цен. В том числе из-за роста расходов на производство и повышения закупочных цен. Торговля отмечает, что из-за невозможности повышать цены может возникнуть дефицит некоторых товаров.

В январе-сентябре 2021 года КГК выявил «нарушения дисциплины цен» в 494 из 2044 проверенных торговых объектов.

В частности, в ходе мониторинга, проведенного в минских магазинах крупных ритейлеров, выявлено завышение торговой надбавки на свежие огурцы, томаты, яблоки на 19,5-25 процентных пунктов, свинину – на 4 процентных пункта.

В Гомельской области в двух магазинах одной коммерческой структуры торговая надбавка на сахар составляла 29,5% вместо установленной законодательством 15%; рис – 61,5%, овсяные хлопья – 72%, пшено – 90%, макаронные изделия – 57% (вместо 30%); подсолнечное масло – 33-42% (вместо 25%); бедро цыпленка-бройлера – 28,3% и тушку цыпленка бройлера – 50% (вместо 20%).

В Толочинском районе ИП при формировании розничных цен на вареные колбасы, сардельки и сосиски из мяса цыплят-бройлеров применял торговую надбавку в размере 40% при установленном максимуме 20%, на сметану – 20% (15%).

Контролеры также заметили, что некоторые ритейлеры «пытаются обойти требования законодательства посредством установления более высоких цен на якобы новые виды изделий». Так, добавление к наименованию продукции одного слова повлекло разницу отпускной цены тушки цыпленка-бройлера до 15 процентных пунктов. КГК направил в Совмин предложения, как прикрыть эту «лазейку» и внести изменения в законодательство.

Проверяющие после «рейдов» выдали 895 рекомендаций на устранение найденных нарушений. 49 организаций оштрафовали на общую сумму 4,8 миллиона рублей. «К дисциплинарной и административной ответственности привлечены 566 человек», — уточнили в КГК.

Госконтроль считает, что в Беларуси «не наблюдается дефицита продовольствия». «Как правило, перебои с поставками отдельных видов товаров обусловлены ненадлежащей организацией работы со стороны производителей и субъектов торговли», — пояснили в ведомстве.

Россия может быть опять недовольна

В МАРТ отмечают, что установление доли товаров белорусского производства со стороны государств-членов ЕАЭС может быть расценено как количественное ограничение (мера нетарифного регулирования) и нарушение Договора о ЕАЭС. Принятие указанных мер может привести к ужесточению позиции и основных партнеров по переговорам (США, Европейский союз, Канада и др.) в рамках процесса по присоединению Беларуси к ВТО.

Ранее у ЕЭК возникли претензии к Беларуси в связи с наличием ассортиментных перечней. Их предлагалось отменить, так как они ущемляют права производителей из других государств союза. На самом деле, инициатива исходила от России. И этому есть объяснение. По данным Белстата, за 2020 год потребительских товаров в Беларусь ввезено на 8,28 млрд долларов, в том числе из России – на 3,25 млрд долларов, из них продовольственных – на 986,6 млн долларов.

В марте этого года ЕЭК признала перечни барьером на внутреннем рынке ЕАЭС и предложила правительству Беларуси устранить его. Минск выразил несогласие с таким решением.

В апреле этого года Евразийский межправительственный совет дал Беларуси срок до конца 2021 года для устранения барьера.

1 октябре МАРТ опубликовал постановление № 65, которым, с одной стороны, перечни сохраняются, но в них товары из стран ЕАЭС уравниваются с белорусскими. Как будет трактоваться и рассчитываться такое равноправие регулятор обещал пояснить позже.