Зачастую может возникнуть ситуация, когда субъект хозяйствования, начиная собственный бизнес, вкладывает в разработку логотипа (комбинации, слогана и т.п.) немало средств. В связи с этим возникают вопросы:

1) регистрировать товарный знак или знак обслуживания (далее — товарный знак) самостоятельно или

2) обратиться за регистрацией в организацию, которая профессионально все сделает за субъекта.

В случае выбора первого варианта субъект хозяйствования может столкнуться с рядом сложностей, которые будут описаны далее.

Ниже приведено 10 основных трудностей, с которыми может столкнуться субъект хозяйствования при регистрации товарного знака самостоятельно.

1. Значительное количество времени тратится на изучение вопросов, касающихся процедуры регистрации и юридических аспектов, связанных с регистрацией товарного знака.

2. Определение охраноспособности подаваемого обозначения.

3. Отнесение регистрируемого обозначения к определенным классам по международному классификатору товаров и услуг (далее — МКТУ), на которые будет распространяться действие будущего товарного знака.

4. Ошибки при заполнении установленного бланка заявления на подачу новой заявки в НЦИС.

5. Самостоятельный контроль установленных законодательством сроков подачи всех необходимых в процессе регистрации документов и уплаты сумм государственных пошлин.

6. Необходимость ответа на запросы предварительной экспертизы НЦИС (в основном по заявленному перечню товаров и услуг согласно МКТУ).

7. Самостоятельная проверка и сопоставление с заявленным отредактированного предварительной экспертизой перечня товаров и услуг по МКТУ.

8. Самостоятельный поиск и заполнение форм заявлений в НЦИС, поиск сумм государственных пошлин, уплачиваемых в НЦИС (в случае изменения адреса или ФИО заявителя, а также в случае исправления грамматических, орфографических, пунктуационных, типографских ошибок, допущенных в регистрации товарного знака или знака обслуживания).

9. Потребность в консультациях патентных поверенных для грамотной подачи документов и положительного завершения процесса уступки (передачи прав) в случае решения субъекта хозяйствования передать права на заявку (в процессе регистрации) или уступки права на товарный знак (после его регистрации).

10. Самостоятельное отслеживание и контроль продления срока действия товарного знака каждые 10 лет.

Субъекты хозяйствования, регистрирующие товарный знак самостоятельно, зачастую не понимают, в чем отличие бренда, торговой марки, логотипа и товарного знака. Отличие состоит в том, что обозначения можно называть как угодно, но после завершения процесса регистрации в НЦИС (получения свидетельства, внесения в Реестр и публикации в официальном бюллетене) все вышеперечисленные термины становятся товарными знаками (для товаров) или знаками обслуживания (для услуг).

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные обозначения, включая имена собственные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Иные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании <*>.

Примеры товарных знаков, которые могут быть зарегистрированы: словесный товарный знак, который будет включать просто определенное слово, комбинированный товарный знак, который может быть представлен как надпись с каким-либо изображением, объемный товарный знак, например, в виде бутылок, товарный знак в котором сочетаются определенные цвета, например синий и белый.

В процессе регистрации товарного знака у субъекта хозяйствования могут возникнуть дополнительные трудности. Например:

1. Получение запроса предварительной экспертизы НЦИС. В большинстве случаев запрос выдается по перечню заявленных товаров и услуг (неправильные формулировки терминов (не по МКТУ), повторы терминов, отнесение термина не к тому классу и т.п.).

2. Частичный или полный отказ в регистрации товарного знака по относительным (иным) основаниям <*>. В данном случае для получения положительного решения о регистрации нужно найти аргументы для подачи ходатайства в НЦИС на проведение повторной экспертизы.

3. Отказ в регистрации товарного знака по абсолютным основаниям <*>. Например:

а) некоторые заявленные обозначения могут включать государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. В данном случае потребуется специальное разрешение на использование подобных элементов <*>.

Пример: для поданного на регистрацию в качестве товарного знака обозначения, содержащего название государства Республики Беларусь, НЦИС запросил согласие соответствующего компетентного органа на использование названия «Беларусь»;

б) может случиться и так, что поданное субъектом хозяйствования обозначение будет противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали. В данном случае также будет выдан отказ в регистрации <*>.

Пример: для поданного на регистрацию в качестве товарного знака обозначения Taj Mahal НЦИС выдал решение об отказе по следующим основаниям: «Заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для всех заявленных услуг 41 и 43 классов МКТУ в связи с тем, что оно противоречит принципам гуманности и морали, так как регистрация его для вышеуказанных услуг может оскорбить чувства верующих, исповедующих ислам, ввиду того, что Taj Mahal является названием известнейшего в мире архитектурного строения мавзолея-мечети
в Индии <*>.

4. Если субъектом хозяйствования была подана заявка на товарный знак для товаров и услуг, которые не полностью или некорректно отражают сферу применения товарного знака, то в будущем он может и вовсе лишиться товарного знака, если конкуренты докажут в суде его непрерывное неиспользование в течение трех лет с даты регистрации в НЦИС.

Исходя из вышесказанного, становится очевидно, что регистрация товарного знака — непростая многоступенчатая процедура.