В текущем году Беларусь и Россия намерены реализовать 15 совместных проектов в сфере машиностроения. Таким образом продукция, произведенная на белорусских заводах, сможет заместить западные аналоги, поставки которых прекратились в РФ в 2022 году. При этом эксперты видят большой потенциал в импортозамещении в других отраслях. Правда, реализовать все на практике может быть непросто. 

Александр Лукашенко во время послания к белорусскому народу и парламенту 31 марта проинформировал о планах Беларуси и России выполнить в ближайшей перспективе 15 совместных проектов в сфере машиностроения. «Вопросы их финансирования решены, но разворачиваемся медленно», — констатировал он. Напомним, Россия для реализации на территории Беларуси импортозамещающих проектов в машиностроении и микроэлектроники открыла кредитную линию на 105 млрд российских рублей.

Реализации кооперационной программы в машиностроении позволит обеспечить потребности двух стран в литье, различных типах подшипников, гидравлике, автомобильной светотехнике.

Беларусь и Россия уже успешно взаимодействуют в области АПК, лазерной техники, космических технологий, медицины, биотехнологий. Александр Лукашенко порекомендовал обратить внимание на российское авиастроение. «А у нас два крупнейших завода – один военный, другой гражданский. Предлагайте свою продукцию россиянам, тем более что примеры успешной кооперации в авиастроении уже есть – мы производим почти полтысячи деталей для российских самолетов», — сказал он.

Источник — https://ru.freepik.com/

Парк российских авиакомпанией большей частью состоит из лайнеров западных производителей, которые после введения санкций в отношении РФ отказались от сотрудничества, в том числе в вопросе поставок деталей. Российский самолет SSJ 100 также в значительной степени зависим от иностранных деталей. Из-за этого перевозчики для ремонта и технического обслуживания вынуждены либо искать способ получить оригинальные комплектующие, например, с помощью параллельного импорта, либо использовать качественные аналоги.

А как в других сферах?

Эксперты видят большой потенциал у Беларуси и России в импортозамещении. Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) при Министерстве экономического развития РФ в рамках собственного исследования определила перечень продукции, целесообразной для импортозамещения в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Для начала отобрали 462 товарные позиции (уровень детализации — шесть знаков кода ТН ВЭД), стоимостной объем импорта которых в ЕАЭС по итогам 2021 года составлял не менее 100 млн долларов, а их доля на евразийском рынке превышала 50%. По итогу данных товаров было импортировано на общую сумму 189 млрд долларов (при общей сумме импорта стран 318,5 млрд долларов). Внешнеторговую статистику за 2022 год в достаточных для анализа деталях власти России и Беларуси не публиковали из-за санкций.

Из 462 товаров, согласно данным ВАВТ, по 59 позициям Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан обладают сравнительным преимуществом (в 2021 году их общесоюзный импорт составил 20,6 млрд долларов). То есть они уже производят данную продукцию, которая конкурентоспособна на мировом рынке. По таким товарам возможно, в первую очередь, развитие кооперации для насыщения союзного рынка, а также минимизация импорта извне. Среди них продукция АПК, транспортные средства, бытовая техника, электрооборудование, товары текстильной промышленности.

Почти половина вышеупомянутых товарных позиций приходится на Беларусь. Страна, согласно расчетам ВАВТ, единолично или наряду с другими государствами союза способна производить 27 из 59 товаров.

Крупными по объемам импорта из-за пределов союза товарами, которые может импортозаместить Беларусь, являются запчасти и принадлежности для тракторов и автомобилей для перевозки 10 и более человек, транспортные средства с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1500 куб. см, электроплиты, обувь, фасованные антибиотики, электрические проводники, холодильники-морозильники и другие товары.

Беларусь по индексу сравнительных преимуществ является конкурентоспособным производителем аналогов закупаемых легковых автомобилей, однако их отдельные части, например коробки передач или сиденья, ни одна из стран ЕАЭС производить на экспорт не может.

Какие еще барьеры имеются?

Для организации производства в целях импортозамещения необходимы серьезные инвестиции, сказал Sputnik научный руководитель Института глобальных исследований Финансового университета при правительстве РФ Александр Ильинский. По его словам, частный бизнес в условиях возможной мировой рецессии решить эту задачу по определению не может, а потому необходимо эффективное государственно-частное партнерство с гарантиями и проектным финансированием. Речь идет об инвестициях порядка 2–5% ВВП ЕАЭС, что составляет 3,5–6,9 трлн российский рублей, или 45,4–89,5 млрд долларов.

С 2024 года в ЕАЭС планируется задействовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, выдаваемым предприятиям под кооперационные проекты в промышленности. По предварительным расчетам, создаваемый фонд субсидирования обеспечит финансирование проектов на сумму около 16–17 млрд российских рублей ежегодно.

Эксперты отмечают, что импортозамещение в рамках ЕАЭС в большей степени подразумевает наращивание продаж в Россию. Российский экономист Александр Кнобель предполагает, что в ближайшие годы доля стран ЕАЭС в поставках на российский рынок может дорасти до 15–20%. «Больше она вряд ли будет, потому что есть другие дружественные страны, которые занимают освободившиеся ниши», — сказал он РБК.

У стран ЕАЭС, не считая России, есть потенциал импортозамещения за счет собственного производства, но в сопоставимой степени это делается через поставки зарубежных товаров в Россию через территорию других стран союза по схеме параллельного импорта, замечает Кнобель. Страны СНГ (в том числе партнеры России по ЕАЭС) в 2022 году резко нарастили импорт товаров из европейских стран, а вместе с тем — и свой экспорт в Россию, что может указывать на активный реэкспорт.

До санкций против России и Беларуси потребители ЕАЭС выбирали товары из Европы или дальнего зарубежья, однако сейчас баланс цены и качества сместился в сторону евразийских товаров, констатирует Кнобель. «Они стали пользоваться рациональным спросом, хотя их качество не обязательно улучшилось», — подытожил эксперт.