В статье на практической ситуации рассмотрен порядок формирования розничных цен на изделия медназначения, используемые при оказании услуг в косметологии.

Ситуация

Организация, применяющая УСН без НДС, для оказания платных медицинских косметологических услуг населению приобрела у оптовой организации-импортера 20 медизделий по цене 136,24 руб. за 1 шт. В ТТН импортером указана следующая информация: расчетная отпускная цена (далее — РОЦ) — 131 руб., оптовая надбавка 4 % — 5,24 руб.

Согласно ч. 3 п. 10 Инструкции № 14 стоимость изделий медназначения определяется исходя из розничных цен, сформированных в соответствии с Указом № 366.

1. При оказании медуслуг организация выставляет клиенту два счета: за работу врача-косметолога и за стоимость использованных медизделий. Нужно ли в данной ситуации при оказании медуслуг соблюдать требования Указа № 366?

2. Поставщик применил к расчетной отпускной цене изделия оптовую надбавку, организация, оказывающая косметологические услуги, соответственно — торговую. Верно ли это?

3. Имеет ли право организация при формировании цены на медизделия сверх торговой надбавки добавить налог при УСН (5 %)?

Предельные тарифы на некоторые виды медуслуг регулируются государством и ограничены определенными рамками. Так, виды платных медуслуг, на которые законодательством установлены предельно максимальные тарифы, определены в перечне № 35:

— стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические);

— диагностические услуги (лабораторная, лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностика);

— медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением.

Основным нормативным документом, определяющим правила расчета тарифов на платные медуслуги, является постановление № 14. Данным нормативным документом утверждена Инструкция № 14, определяющая порядок установления и применения тарифов на платные медуслуги по перечню № 35. Тарифы на медуслуги, которые не вошли в перечень № 35, формируются организациями и ИП самостоятельно, с учетом конъюнктуры рынка, без привязки к нормам постановления № 14. Поскольку медицинские косметологические услуги не поименованы в перечне № 35, при формировании тарифов на них нормы постановления № 14 не применяются.

Реализация и медицинское применение медизделий разрешаются, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, после прохождения государственной регистрации в соответствии с Положением № 1269, а также после подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь. По результатам государственной регистрации медизделия выдается регистрационное удостоверение — документ, подтверждающий разрешение Минздрава к производству, реализации и медицинскому применению медизделий и медтехники в Республике Беларусь в течение определенного срока <*>.

При оказании медицинских косметологических услуг используются всевозможные вспомогательные материалы. Так, если используемые материалы в соответствии с регистрационным удостоверением являются медизделиями, то, несмотря на то, что порядок формирования тарифов на услуги, при оказании которых используются эти изделия, не регулируется постановлением № 14, цену на медизделие необходимо формировать с учетом Указа № 366. Если же используемые при оказании медуслуг материалы не являются медизделиями, цены на них формируются с учетом конъюнктуры рынка, т.е. без учета норм Указа № 366.

Так, подп. 1.2 п. 1 Указа № 366 определено, что цены на медизделия иностранного производства формируются юридическими лицами и ИП посредством сложения РОЦ и взимаемой оптовой надбавки. Размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из РОЦ за единицу медизделия, пересчитанной в базовые величины, согласно приложению 2 к Указу № 366 и не зависит от количества юридических лиц и ИП, участвующих в реализации этого товара.

При формировании розничных цен на такие изделия к цене, сформированной в соответствии с подп. 1.2 п. 1
Указа № 366, добавляется торговая надбавка, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из РОЦ, пересчитанной в базовые величины, за единицу медизделия согласно приложению 2 к Указу № 366 <*>.

Таким образом, оптовый продавец-импортер формирует отпускную цену на медизделие, рассчитывая оптовую надбавку, а организация, использующая эти изделия при оказании медицинских услуг населению, формирует отпускную цену, рассчитывая торговую надбавку.

Так, в рассматриваемой ситуации расчет торговой надбавки производится следующим образом.