Вопрос: Организация-производитель предоставляет на выпущенную продукцию (окна ПВХ) гарантию. При этом резерв на гарантийный ремонт не создает. Покупатель продукции в пределах гарантийного срока спустя продолжительное время после покупки в процессе ее эксплуатации обнаружил брак. Как в этом случае действовать производителю? Каким образом отражать такой брак, поскольку спустя время проблематично выявить его причину и виновных?

Ответ: Производителю целесообразно провести проверку качества окон ПВХ. При признании дефектов гарантийным случаем расходы на их устранение собственными силами отражают с использованием счета 28 и списывают на потери от внешнего брака.

Обоснование: Продавец обязан передать покупателю продукцию, которая должна соответствовать требованиям качества в течение гарантийного срока, если законодательством или договором купли-продажи предусмотрено предоставление гарантии (п. 1, 4 ст. 439, п. 2 ст. 440 ГК).

Если в товаре, на который установлен гарантийный срок, в течение этого срока покупатель обнаружит недостатки, он вправе предъявить требования, связанные с недостатками (ч. 1 п. 3 ст. 447 ГК). Так, покупатель-юрлицо в зависимости от того, существенные или несущественные недостатки обнаружены, может, в частности, потребовать, чтобы продавец заменил товар ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (подп. 2 п. 2 ст. 445 ГК), или безвозмездно устранил недостатки в разумный срок (подп. 2 п. 1 ст. 445, п. 1 ст. 488 ГК). Покупатель-физлицо вправе заявить такие требования независимо от того, являются ли недостатки существенными (п. 1 ст. 20 Закона N 90-З).

Продавец отвечает за недостатки товара, на который предоставлена гарантия качества, если не докажет, что они возникли после передачи товара покупателю вследствие нарушения им правил пользования товаром, его хранения либо других действий (п. 2 ст. 446 ГК).

Чтобы определить причину возникновения недостатков, виновника и иметь возможность в случае спора доказать, что недостатки возникли не по его вине, продавец может организовать проверку качества товара. В случае спора с покупателем-физлицом провести экспертизу продавец обязан (ч. 2 п. 11 ст. 20 Закона N 90-З).

Если из заключения экспертизы качества следует, что в процессе изготовления продукции были допущены дефекты производственного характера (использование некачественных компонентов, фурнитуры, деформация элементов, нарушение технологии монтажа, герметичности и т.д.), из-за которых продукция не соответствует требованиям по качеству, расходы на гарантийный ремонт несет организация-производитель. Организация может также принять решение о замене товара.

Продукция, которая после исправления может использоваться по прямому назначению и исправление которой экономически целесообразно и технически возможно, считается исправимым браком. Если бракованную продукцию исправить невозможно или экономически нецелесообразно, брак является окончательным. Брак, выявленный покупателем в процессе сборки, монтажа, эксплуатации продукции, признается внешним (ч. 4, 5 подп. 27.9 п. 27 Методических рекомендаций N 273).

Затраты на ремонт продукции в период гарантийного срока относятся к потерям от внешнего брака, стоимость которых слагается из расходов на ее исправление, замену, транспортировку. Такими расходами могут быть заработная плата работников, выполняющих ремонт, отчисления от нее, стоимость израсходованных запасных частей, комплектующих и т.д. (абз. 6 ч. 2, ч. 9 подп. 27.9 п. 27 Методических рекомендаций N 273).

Потери от брака включаются в себестоимость аналогичных видов продукции, по которым обнаружен брак, и аккумулируются на счете 28 «Брак в производстве» (ч. 1 п. 29 Инструкции N 50; ч. 11 подп. 27.9 п. 27, п. 39 Методических рекомендаций N 273):

— по дебету — затраты, связанные с внешним браком (расходы на исправление брака, стоимость неисправимого брака и др.);

— кредиту — суммы, списываемые на счета учета затрат на производство и другие счета как потери от брака.

Таким образом, в бухучете производственной организации расходы на устранение брака окон ПВХ отражаются по дебету счета 28 и кредиту счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д. (приложение 22 к Инструкции N 50).

Поскольку дефекты продукции выявлены в пределах гарантийного срока и имеют производственный характер, полагаем, что расходы на гарантийный ремонт следует учесть по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 28 как потери от внешнего брака.

В рассматриваемой ситуации в бухучете выполняются следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражены расходы на гарантийный ремонт окон (на исправление брака, стоимость неисправимого брака и др.) 28 70, 69, 76, 10 и т.д.
Списаны расходы на гарантийный ремонт окон 20 28

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex