Вопрос: В строительной организации на балансе числятся трактора, дорожно-строительная и иная спецтехника (далее — автотехника). Обязательно ли рассчитывать нормы эксплуатации шин, устанавливаемых на эту автотехнику, а также вести карточки учета работы таких шин?

Ответ: Обязанности разрабатывать нормы эксплуатации шин автотехники и вести карточки учета работы таких шин у организации нет. Несмотря на это для обеспечения контроля за использованием автошин рекомендуется определить порядок учета их работы.

Обоснование: Законодательством не регламентированы требования к учету работы шин, устанавливаемых на автотехнику. Необходимость расчета норм эксплуатации и ведения карточек учета работы таких шин определяются организацией самостоятельно. Но для обеспечения аналитического учета и контроля за использованием автошин будет лучше утвердить порядок их учета. При его составлении можно руководствоваться ТКП 299-2011 (02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденным приказом Минтранса от 21.03.2011 N 149-Ц. Напомним, что этот ТКП распространяется на шины, используемые на грузовых и пассажирских транспортных средствах, прицепах <*>.

Отметим основные моменты, на которые стоит обратить внимание при разработке собственного порядка учета автошин:

1. Нужно определить эксплуатационные нормы пробега шин автотехники и утвердить их приказом (распоряжением) руководителя организации. Это позволит лучше планировать и обосновывать затраты на содержание автотехники, осуществлять нормирование расходов по автошинам.

Для расчета эксплуатационных норм пробега шин можно воспользоваться информацией о предыдущих значениях работы таких шин, данными завода-изготовителя, собственными расчетами и другой информацией. Нормы целесообразно устанавливать применительно к тем единицам, в которых ведется учет работы автотехники (мото-часам, машино-часам и т.д.).

2. Стоит создать комиссию и назначить ответственных за учет и списание автошин. Это способствует более бережному использованию шин и, как следствие, экономии средств на их ремонт и покупку. В функции комиссии могут входить: определение технического состояния, необходимости ремонта шин, выявление причин преждевременного износа, принятие решения о списании шин и др.

3. Имеет смысл установить формы документов, которые будут применяться в организации для учета шин. Как вариант, за основу можно взять карточку учета работы автомобильной шины, адаптировав ее для автотехники. При необходимости можно разработать и иные формы документов и регистры учета <*>.