Как арендодателю учесть выполненный подрядной организацией текущий ремонт в сданном в аренду офисном помещении в том случае, когда арендатор возмещает такие расходы?

Ситуация

Договором аренды предусмотрена обязанность арендодателя по проведению текущего ремонта в сданном в аренду офисном помещении с последующим возмещением расходов арендатором. Для проведения текущего ремонта арендодатель привлек строительную подрядную организацию. Стоимость ремонтных работ, выполненных этой организацией, составила 12 480,96 руб., в том числе НДС 2080,16 руб.

Арендодатель перевыставляет арендатору суммы для возмещения без исчисления НДС.

Гражданско-правовые отношения

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ч. 1 ст. 577 ГК).

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законодательством или договором аренды (п. 2 ст. 587 ГК).

Текущий ремонт — совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий (абз. 44 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З).

В рассматриваемой ситуации условиями договора аренды предусмотрена обязанность проведения текущего ремонта арендодателем с последующим возмещением расходов арендатором.

Бухгалтерский учет

Когда текущий ремонт проводится подрядной организацией, привлеченной арендодателем, а расходы возмещаются арендатором, предъявленную подрядчиком стоимость ремонтных работ арендодатель перевыставляет арендатору. Такие суммы в бухгалтерском учете не признаются доходами и расходами арендодателя. Они отражаются на счетах учета расчетов (абз. 3 ч. 1 п. 3, абз. 4 п. 4 Инструкции № 102; ч. 1 и 3 п. 47, ч. 1 и 2 п. 48, п. 59 Инструкции № 50).

Для отражения расчетов с арендатором применяется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. 48 и 59 Инструкции № 50).

Полагаем, что в бухгалтерском учете нужно составить две записи. Первая запись составляется на основании первичного учетного документа (ПУД), подтверждающего выполнение подрядчиком ремонтных работ, и отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Вторая запись составляется на основании ПУД, оформленного арендодателем и арендатором и подтверждающего возмещаемую арендатором стоимость ремонтных работ (например, счета на возмещение расходов на текущий ремонт)  (п. 1 и 2 ст. 10 Закона о бухучете; подп. 3.3 п. 3 разъяснения Минфина, МНС о дате хозяйственной операции).

Для учета сумм, подлежащих выставлению арендатору, по нашему мнению, можно ввести к счету учета расчетов с арендатором отдельный субсчет, аналитические счета (ч. 3 п. 3, п. 4 Инструкции № 50).

Какие налоги арендодателю необходимо исчислить с возмещаемых арендатором расходов и какие записи необходимо сделать в бухгалтерском учете – читайте в ilex.