Вопрос: Вправе ли банк требовать от представителя юридического лица указывать в анкете клиента сведения, относящиеся к коммерческой тайне организации?

Ответ: Банк вправе требовать от представителя юридического лица указывать в анкете клиента сведения, относящиеся к коммерческой тайне организации, только при определенных условиях.

Обоснование: Основным принципом организации системы внутреннего контроля банка в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения является участие работников банка в рамках их должностных обязанностей в процессах идентификации клиентов и их представителей, анкетирования клиентов и выявления финансовых операций, подлежащих особому контролю <*>.

Внесение идентификационных данных в электронную базу данных анкет клиентов осуществляется посредством заполнения анкеты клиента <*>.

Справочно
Анкета клиента — совокупность данных в электронном виде, собранных банком в отношении клиента в ходе его идентификации и верификации, содержащих сведения о клиенте и его деятельности, установленные ст. 8 Закона N 165-З, Инструкцией о требованиях к правилам внутреннего контроля банков и правилами внутреннего контроля банка <*>.

Идентификационные данные о представителе клиента фиксируются в анкете клиента банка. Для каждой группы клиентов (физические лица, индивидуальные предприниматели, организации и банки-корреспонденты) банком разрабатывается анкета клиента, которая является внутренним документом банка <*>.

Лица, осуществляющие финансовые операции, при проведении идентификации клиентов-организаций на основании учредительных, регистрационных и иных документов (их копий) устанавливают и фиксируют данные об этих организациях, указанные в ч. 6 ст. 8 Закона N 165-З.

Следует отметить, что определенная информация из ч. 6 ст. 8 Закона N 165-З может относиться к коммерческой тайне при соблюдении условий, предусмотренных ст. 5 Закона о коммерческой тайне.

Справочно
Следует также учитывать, что неоднократное (два и более раза в течение одного года) нарушение установленного порядка анкетирования клиентов лицами, осуществляющими финансовые операции, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин <*>.

Таким образом, банк вправе и в случаях, определенных законодательством о предотвращении легализации доходов, даже обязан потребовать указание клиентом (представителем юридического лица) информации, относящейся к коммерческой тайне организации, если эта информация входит в перечень, приведенный в ч. 6 ст. 8 Закона N 165-З. Если же информация, относящаяся к коммерческой тайне организации, не входит в данный список, то банк не вправе требовать указать такие сведения в анкете клиента.

Данный вывод вытекает из того, что владелец коммерческой тайны имеет право, не нарушая обязательств, принятых по заключенным им договорам, изменять или отменять режим коммерческой тайны, в том числе в отношении отдельных сведений, составляющих коммерческую тайну <*>.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex