Алексей Николаевич Минич,
судья экономического суда Минской области

Реализация государственного недвижимого имущества посредством аукционных торгов может осуществляться за 1 (одну) базовую величину. В договоре купли-продажи, который заключается с победителем аукционных торгов, обязательными являются определенные существенные условия, несоблюдение которых покупателем предоставляет возможность продавцу обратиться в суд за взысканием серьезных штрафных санкций.

Фабула дела

Управление образования райисполкома (истец, продавец) обратилось в экономический суд с исковым заявлением о взыскании с ИП А. (ответчик, покупатель) 38671 рубль штрафных санкций за несоблюдение ответчиком существенных условий договора купли-продажи недвижимого имущества.

Позиция истца

По договору купли-продажи капитального строения истец продал, а ответчик приобрел здание детского сада (объект, недвижимость), ранее находившееся в государственной собственности. В нарушение договорных обязательств ответчик не обеспечил до определенной договором даты ремонт и ввод приобретенного объекта в эксплуатацию, не осуществлял предпринимательскую деятельность с использованием этой недвижимости.

Истец просил суд взыскать с ответчика 38671 рубль штрафных санкций — сумму денежных средств, представляющую собой разницу между оценочной стоимостью приобретенного ответчиком объекта и ценой его приобретения.

Позиция ответчика

Ответчик исковые требования истца не признал.

Обосновывал невовлечение в хозяйственный оборот (предпринимательскую деятельность) приобретенного у истца объекта недвижимого имущества своим неблагоприятным материальным положением: отсутствие денежных средств не позволяло осуществить ремонтные работы и ввести объект в эксплуатацию в течение срока, определенного условиями договора. Предполагал, что на завершение начатого ремонта ему понадобиться еще не менее года. Заявил суду о том, что штрафные санкции рассчитаны истцом неверно, и предъявил собственный расчет.

Рассмотрение дела судом

При принятии решения суд руководствовался ст. 290, п. 1 ст. 520, ст. 310, 311 ГК, Указом N 294.

Негосударственные юрлица, ИП и физлица, приобретшие находившиеся в госсобственности здания, сооружения, помещения, незавершенные строения <*>, обязаны использовать данное имущество в соответствии с договором купли-продажи, в том числе в соответствии с установленными этим договором сроками.

В договоре купли-продажи должна быть предусмотрена ответственность покупателя (приобретателя) за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных в ч. 1 и 3 подп. 6.20 и подп. 6.21 п. 6 Указа N 294, в виде уплаты в республиканский бюджет разницы между оценочной стоимостью приобретенного имущества, определенной в соответствии с законодательством и действующей на дату принятия решения о его продаже (передаче), увеличенной с учетом индекса цен производителей на промышленную продукцию производственно-технического назначения, и ценой его приобретения <*>.

Договор купли-продажи капитального строения (договор) заключен истцом с ответчиком как победителем аукционных торгов. Ответчик приобрел недвижимость за 1 (одну) базовую величину. Реальная стоимость объекта составляла 105000 неденоминированных рублей с учетом повышения стоимости в результате торгов на 5%. Стороны исполнили обязательства по госрегистрации договора, передаче истцом объекта в собственность ответчику, оплате ответчиком стоимости объекта.

Договор определил следующие обязанности ответчика:

— осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием объекта и (или) построенных новых объектов (в случае сноса приобретенного) либо отдельных объектов, входящих в состав приобретенного имущества, которые могут быть использованы ответчиком для осуществления предпринимательской деятельности в течение трех лет с момента ввода недвижимого имущества в эксплуатацию;

— провести реконструкцию, ремонт и ввод недвижимого имущества в эксплуатацию в течение трех лет с момента заключения договора.

По истечении определенного договором срока истец провел обследование объекта и установил, что перечисленные обязательства ответчик не выполнил: объект не эксплуатируется, ремонтные работы в полном объеме не произведены. Строительные конструкции объекта находились в неудовлетворительном техническом состоянии, исключающем его эксплуатацию.

Представитель ответчика в суде данные факты не оспаривал. Обосновывал несоблюдение определенных договором сроков своим неблагоприятным материальным положением.

Решение суда

Положения п. 5, абз. 3 п. 11, 15 и 17 Указа N 294 предполагают продажу неиспользуемого государственного имущества на аукционе именно для целей вовлечения последнего в хозяйственный оборот. Именно эта цель преследовалась истцом при реализации объекта ответчику.

Объект приобретен ответчиком на аукционе, результаты которого последним не оспорены. При проведении аукциона и заключении договора вопрос о переводе объекта из нежилого помещения в жилое не ставился. Ответчик ознакомлен с приобретаемым недвижимым имуществом и документами к нему. Объект принят ответчиком по акту приема-передачи без замечаний и возражений.

Следовательно, ответчик не заблуждался относительно природы сделки, тождества или таких качеств ее предмета, которые не снижают возможности его использования по назначению. Неисполнение ответчиком предусмотренной договором обязанности по ремонту и вводу объекта в эксплуатацию привело к невозможности вовлечения объекта в хозяйственный оборот.

Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленная на систематическое получение прибыли <*>.

В связи с этим ответчик имел возможность проявить необходимую степень заботливости и осмотрительности относительно предмета договора, в том числе относительно технических характеристик объекта и вовлечения его в хозяйственный оборот.

Суд констатирует, что на день предъявления настоящего иска у ответчика имелось достаточно времени для исполнения возложенных на него обязательств по договору (более пяти лет), в то время как договором срок исполнения обязательства по вводу объекта в эксплуатацию определен в три года.

Суд не установил каких-либо объективных данных о том, что истец, либо райисполком, либо иное лицо препятствуют исполнению договора ответчиком.

Вопрос о продлении (изменения) сроков выполнения условий аукциона либо договора, в том числе сроков ввода в эксплуатацию приобретенного объекта, сторонами спора до момента обращения в суд не разрешался.

Расчет штрафных санкций произведен истцом на основании определенного договором условия: при нарушении существенных условий (ремонт объекта, его ввод в эксплуатацию и вовлечение в хозяйственный оборот) покупатель уплачивает в районный бюджет разницу между оценочной стоимостью приобретенного объекта, указанной в решении райисполкома, увеличенной с учетом индекса цен производителей на промышленную продукцию производственно-технического назначения, и ценой его приобретения ответчиком.

Данное требование соответствует положению п. 8 Указа N 294.

Оценочная стоимость в решении райисполкома составляет 197863844 неденоминированных рубля, определена на основании заключения об экспертизе достоверности внутренней оценки областного агентства по госрегистрации и земельному кадастру и не вызывает сомнений у суда.

С учетом индекса цен производителей на промышленную продукцию производственно-технического назначения по данным Главного статистического управления сумма к взысканию составила 38671 рубль.

Расчет стоимости здания, предложенный ответчиком, с учетом иных исходных данных законодательством не предусмотрен. Исходя из положений Указа N 294 взыскиваемая сумма представляет собой меру ответственности за недостижение ответчиком цели по вводу здания в эксплуатацию и использование его в предпринимательской деятельности. Именно для достижения данной цели имущество было передано по льготной цене в собственность ответчика.

Таким образом, существенные условия договора ответчиком нарушены. Суд удовлетворил требования истца в полном объеме.