Для многих субъектов хозяйствования остается актуальным вопрос о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы. При этом влияние на исполнение обязательств оказывают как санкционные и «пандемийные» ограничения, так и иные события, происходящие в мире и непосредственно в соседних для Беларуси государствах.

БелТПП является организацией, в компетенцию которой входят вопросы свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы. При этом законодательство Беларуси не обязывает субъектов хозяйствования в любом случае обращаться в БелТПП. Как правило, стороны конкретного договора самостоятельно указывают о необходимости и порядке подтверждения возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы, выдаваемые БелТПП, не являются догмой и могут быть оспорены в рамках рассмотрения соответствующих споров (например, о взыскании штрафных санкций) в судебном порядке.

Вместе с тем практика показывает, что белорусские субъекты обращаются в БелТПП независимо от того, предусмотрено ли в договоре обязательство подтверждать форс-мажор документами БелТПП, либо не обращают внимания, где возник форс-мажор (на территории какого государства) или у кого (зачастую форс-мажор возникает у иностранных партнеров на территории других государств либо в связи с решениями иностранных государственных органов).

На официальном сайте БелТПП опубликовано новое Положение о свидетельствовании БелТПП обстоятельств непреодолимой силы (далее — Положение). Оно утверждено протоколом заседания Президиума БелТПП от 06.09.2022 N 4. Рассмотрим его некоторые положения.

1. Требования к заявителю и условия, чтобы считаться надлежащим заявителем

Заявителем может быть зарегистрированное на территории Беларуси лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Таким образом, БелТПП не свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы во взаимоотношении физлиц, не связанном с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 Положения).

Надлежащим заявителем может быть лицо, когда оно обратилось в БелТПП и на момент такого обращение имеет неисполненные либо исполненные ненадлежащим образом обязательства (абз. 2 п. 2 Положения). Данное уточнение связано с тем, что признать форс-мажор и сделать соответствующее заключение можно только анализируя неисполненные обязательства с учетом предпринятых мер преодоления возникших обстоятельств в пределах, например, срока исполнения обязательств.

2. БелТПП свидетельствует обстоятельства, возникшие не только на территории Беларуси

БелТПП свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы, возникшие не только на территории Беларуси, но и влияющие на исполнение обязательств заявителем, но наступившие за пределами Беларуси у контрагентов заявителя либо в случае введения иностранным государством ограничительных мер в области предпринимательской деятельности, действующих в отношении Беларуси или заявителя, если такие меры влияют на исполнение обязательств заявителем (п. 4 Положения).

То есть БелТПП предоставляет возможность доказать влияние форс-мажора, возникшего на территории другого государства, на обязательства белорусского субъекта на территории Беларуси.

3. Приведены примеры обстоятельств, которые не признаются непреодолимой силой

Перечислены примеры обстоятельств, которые не признаются непреодолимой силой, в частности (п. 5 Положения):

не вызванное обстоятельствами непреодолимой силы неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентами заявителя;

отсутствие либо недостаточность у заявителя необходимых денежных средств;

отсутствие на рынке товаров, необходимых для исполнения обязательств заявителем.

При этом содержится указание на «если иное не предусмотрено законодательством или содержанием обязательства». Предполагается свобода сторон в отнесении тех либо иных событий к обстоятельствам, которые могут быть признаны форс-мажором.

4. Обстоятельства непреодолимой силы нужно обосновать с учетом применимого права

Отдельное указание сделано на то, что свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы осуществляется с учетом содержания возникшего у заявителя обязательства и применимого к этому обязательству права (п. 6 Положения). В пунктах, где перечислены требования к содержанию заявления и пакету документов, которые должны быть приложены к нему, фактически раскрывается это указание, которое для заявителя должно означать необходимость в конкретизации своей позиции со ссылкой на конкретные пункты договора, а также статьи и нормы законодательства к нему применимого. То есть нельзя обосновывать наличие форс-мажора по контракту со ссылкой на право Беларуси, если применимым к контракту правом является право Китая.

5. Необходимо указывать в заявлении меры, принятые по преодолению обстоятельств непреодолимой силы

В заявлении о выдаче заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы необходимо указать на меры, принятые заявителем по преодолению последствий возникшего обстоятельства (закупка товара у другого производителя (поставщика), замена оригинального товара аналогом, другое), либо обоснование невозможности их принятия (уникальность поставляемого товара, безальтернативность для заявителя закупки товара у конкретного производителя, другое) (подп. 10.8 п. 10 Положения). Данные меры не носят исчерпывающий характер и могут быть индивидуальны от случая к случаю. Важно, чтобы заявитель указал либо фактически заявил о принятии всевозможных разумных мер, направленных на преодоление возникшей ситуации.

6. Наличие обстоятельств можно доказывать с помощью различных подтверждающих документов

Предоставлена возможность доказывать наличие обстоятельств непреодолимой силы (если речь идет об ограничениях), первоначально возникших не на территории Беларуси, у нерезидентов и связанных с решениями иностранных государственных органов, как путем предоставления документов компетентных органов (сертификаты торгово-промышленных палат и т.п.), так и посредством предоставления иных подтверждающих документов (включая собственное последовательное обоснование, предоставление заключений юридических компаний и т.п.) (подп. 10.9 п. 10, п. 11 Положения). Данная мера крайне важна особенно в тех ситуациях, когда зарубежные партнеры отказываются предоставлять какие-либо документы либо в целом прекращают всяческие контакты с белорусским субъектом.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex