Сергей Александрович Иванов,
юрист

Рассмотрим ошибки при увеличении уставного фонда коммерческой организации в неденежной форме и внесении изменений в устав на примере конкретной ситуации.

До внесения в уставный фонд неденежного вклада не проведена оценка его стоимости. В связи с увеличением уставного фонда коммерческая организация зарегистрировала изменения в устав. Какие существуют риски в случае непроведения оценки стоимости неденежного вклада? Какие действия следует предпринять организации в сложившейся ситуации?

Порядок формирования уставного фонда коммерческой организации

Порядок госрегистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования установлен Положением о госрегистрации и Положением о ликвидации, утвержденными Декретом N 1.

Уставный фонд коммерческой организации должен быть объявлен в белорусских рублях. Размеры уставных фондов определяются организациями самостоятельно. Исключением из данного правила являются коммерческие организации, указанные
в п. 8 Положения о госрегистрации <*>.

Пунктом 8 Положения о госрегистрации установлены минимальные размеры уставных фондов для АО:

— 100 БВ — для ЗАО;

— 400 БВ — для ОАО.

Размеры уставного фонда в последующем могут быть изменены: его можно как увеличить, так и уменьшить по решению учредителей. А в случаях, установленных законодательством, — независимо от воли учредителя.

Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости (далее — имущество) <*>.

При этом следует учитывать, что уставный фонд хозяйственного общества не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав, даже если речь идет об очень важных для общества правах, таких как права на соответствующие объекты интеллектуальной собственности. И в этом случае данные права не могут составлять 100% вкладов в уставный фонд общества. Объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд общества, не может быть более 50% размера уставного фонда <*>.

Обратите внимание!
Уставом хозяйственного общества могут быть определены виды имущества, которые не могут быть вкладом в уставный фонд этого общества <*>.

Оценка стоимости неденежного вклада

При внесении неденежного вклада в уставный фонд юрлица проведение оценки стоимости вносимого неденежного вклада является обязательным <*>.

Полагаем, обязанность по выполнению указанного требования должна быть возложена на учредителей (участников), которые вносят неденежный вклад в уставный фонд организации.

При этом оценка стоимости имущества, вносимого в качестве неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации, должна быть произведена до его внесения в уставный фонд <*>.

Вид оценки вклада в уставный фонд законодательством не определен. Это значит, что она может быть как внутренней, так и независимой <*>.

Внутреннюю оценку принадлежащих им объектов оценки имеют право проводить юридические и физические лица, в том числе ИП <*>.

Внутренняя оценка объекта оценки проводится на основании данных бухгалтерского учета, информации о стоимости приобретения, строительства объекта оценки или стоимости аналогичных объектов согласно методам оценки, указанным в п. 3 Положения N 615 <*>.

Результат оценки оформляется актом о внутренней оценке <*>.

Независимую оценку стоимости неденежного вклада проводят исполнители
оценки на основании договоров с соблюдением требований, определенных
в Положении N 615 <*>.

Заказчиком оценки может быть как юридическое, так и физическое лицо, в том числе ИП, заключившее гражданско-правовой договор с исполнителем оценки на оказание услуг по проведению независимой оценки <*>.

Основанием для проведения независимой оценки является договор.

По договору исполнитель оценки обязуется провести независимую оценку по заданию заказчика оценки, а заказчик оценки — оплатить эту услугу <*>.

По результатам проведения исполнителем оценки независимой оценки составляются заключение и отчет об оценке <*>.

Оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд общества подлежит экспертизе и проводится в порядке, установленном законодательством <*>.

Обратите внимание!
При проведении независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада экспертиза ее достоверности не проводится <*>.

Увеличение размера уставного фонда

В случае представления коммерческими организациями в регистрирующий орган документов для осуществления госрегистрации изменений и (или) дополнений в учредительные документы, связанных с увеличением размера уставных фондов коммерческих организаций, уставный фонд указанных организаций должен быть сформирован в размерах, предусмотренных этими изменениями и (или) дополнениями, если иное не установлено законодательными актами <*>.

Таким образом, увеличение размера уставного фонда должно регистрироваться после фактического внесения дополнительного вклада учредителем.

При этом, по мнению автора, указание организацией недостоверной информации для регистрации изменений в устав не является основанием для отказа в ней <*>.

Следует отметить, что в заявлении о госрегистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы коммерческой организации, руководитель юрлица или иное уполномоченное на подписание заявления от имени этого юрлица лицо подтверждает, что:

— сведения, содержащиеся в представленных для госрегистрации документах, в том числе заявлении, достоверны;

— порядок внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы юрлица соблюден.

Следует отметить, что заключение, подтверждающее стоимость неденежного вклада, в регистрирующий орган не предоставляется. Стоимость имущества, вносимого в качестве неденежного вклада в уставный фонд организации, отраженного в учредительных документах, должна полностью соответствовать указанной в заключении об оценке или экспертизе. В противном случае имеются основания утверждать о нарушении порядка формирования уставного фонда коммерческой организации.

Последствия нарушения порядка формирования уставного фонда

Нарушение коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда является основанием для ликвидации данного юрлица как по решению собственника имущества (учредителей, участников), так и по решению экономического суда в случае непринятия вышеназванного решения о ликвидации <*>.

При обнаружении оснований для ликвидации юрлица органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции могут обратиться в экономический суд с иском о ликвидации такого юрлица, если иное не установлено Положением о госрегистрации и другими законодательными актами <*>.

На практике, если ликвидация предприятия осуществляется экономическим судом по иску органов КГК, прокуратуры, МВД, КГБ, налогового органа или органа регистрации, они формулируют свои исковые требования следующим образом:

а) признать регистрацию субъекта хозяйствования недействительной;

б) взыскать полученные субъектом хозяйствования доходы в местный бюджет;

в) ликвидировать субъект хозяйствования.

В том случае, если экономический суд признает регистрацию юрлица недействительной, доходы, полученные от деятельности субъекта хозяйствования, взыскиваются в местный бюджет. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности <*>.

Однако такая деятельность коммерческой организации может быть признана судом недействительной лишь в том случае, если регистрация организации была осуществлена на основании заведомо ложных сведений. Если субъект хозяйствования ликвидируется добровольно, то, по мнению автора, никаких взысканий не будет.

Судебная практика показывает, что экономические суды ликвидируют субъекты хозяйствования, но не всегда взыскивают в местный бюджет доходы от хозяйственной деятельности. Это связано с тем, что в суде истец (КГК, МВД, КГБ, налоговый орган и другие) должен доказать, что учредители (участники) общества при регистрации предоставили заведомо ложные сведения.

Рекомендуемые действия при регистрации заведомо ложных сведений

В рассматриваемой ситуации учредители (участники) коммерческой организации предоставили при регистрации заведомо ложные сведения, повлекшие незаконную регистрацию изменений в учредительные документы. По этой причине полагаем, что самым правильным шагом в данной ситуации будет ликвидация организации добровольно, поскольку при судебной ликвидации суд может усмотреть недействительную регистрацию и взыскать все доходы в местный бюджет.

С учетом того, что в рассматриваемой нами ситуации коммерческая организация обязана была сформировать уставный фонд до регистрации соответствующих изменений в устав, проведение оценки, так сказать, «по факту регистрации» или внесение новых изменений в ее устав в рамках правового поля, по мнению автора, не представляется возможным. Ликвидация организации в добровольном порядке позволит свести к минимуму негативные последствия, связанные с предоставлением в регистрирующий орган заведомо ложных сведений.

Независимо от того, насколько простым с точки зрения учредителя (участника) юрлица видится то или иное действие, связанное с регистрацией общества, его устава, внесения изменений в него, не лишним будет предварительно проконсультироваться у опытного юриста и составить для себя определенный алгоритм действий. В большинстве случаев это позволит избежать многих негативных последствий в дальнейшем и поможет сэкономить время и деньги на устранение допущенных ошибок.