Вопрос: Работник направлен в командировку из г. Минска в г. Гродно. Учитываются ли при налогообложении прибыли расходы на проезд к месту командирования и обратно на маршрутке?

Ответ: Стоимость проезда к месту командирования и обратно на маршрутном такси учитывается при налогообложении прибыли, если выполняются условия по отнесению такого автомобиля к транспорту общего пользования, наличия подтверждающих проезд документов в оригинале и при условии, что командировка связана с процессом производства и (или) реализации.

Обоснование: Затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, представляют собой расходы, которые связаны с процессом производства и (или) реализации и отражены в бухучете организации <*>.

Перечень не учитываемых при налогообложении прибыли затрат приведен в статье 131 НК. Так, в частности, при налогообложении не учитываются затраты на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном ТК <*>.

ТК определено, что при направлении в командировку наниматель обязан выдать работнику аванс и возместить расходы <*>:

— по проезду к месту служебной командировки и обратно;

— по найму жилого помещения;

— за проживание вне места жительства (суточные);

— иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы.

Порядок и условия возмещения работникам указанных расходов при служебных командировках в пределах Беларуси регулируются Инструкцией N 35. В частности, командированному работнику на основании подлинных проездных документов возмещаются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно <*>.

Как видим, законодательством предусмотрено возмещение стоимости проезда работника к месту служебной командировки и обратно транспортом общего пользования, а стоимость проезда на автомобиле такси не предусмотрена к возмещению. В связи с этим необходимо определить, к какому из указанных видов транспорта относится маршрутное такси.

Так, автомобиль-такси (далее — такси) — это транспортное средство, используемое для автомобильных перевозок пассажиров и соответствующее требованиям, установленным Правилами автомобильных перевозок пассажиров от 30.06.2008 N 972 (далее — Правила) <*>.

В соответствии с Правилами в качестве такси для выполнения перевозок пассажиров должны применяться легковые автомобили, имеющие <*>:

— число пассажирских мест для сидения не менее трех, но не более шести;

— таксометр;

— соответствующие отличительные знаки согласно требованиям технических нормативных правовых актов;

— конструкцию и расположение дверей и сидений, обеспечивающие удобную посадку-высадку пассажиров (не менее двух пассажирских дверей с правой стороны автомобиля).

Что касается маршрутного такси, каждому маршруту внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении присваивается номер с указанием вида сообщения символами: «С» — для скоростного, «Э» — для экспрессного (за исключением перевозок автобусами категории М2), «Т» — для экспрессного при перевозках автобусами категории М2 (маршрутное такси), «Д» — для дополнительного маршрута. Поэтому перевозку пассажиров маршрутным такси можно считать перевозкой автобусами категории М2 в регулярном сообщении по установленному маршруту <*>.

Как видим, маршрутное такси не относится к категории такси. Теперь определим, может ли маршрутное такси относиться к категории транспорта общего пользования.

Так, к автоперевозкам транспортом общего пользования относятся автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, выполняемые автомобильными перевозчиками, включенными в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования, определенные местными исполнительными и распорядительными органами областного территориального уровня <*>.

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации автомобильную перевозку маршрутным такси выполняет перевозчик, включенный в перечни автомобильных перевозчиков, определенные местными исполнительными и распорядительными органами областного территориального уровня, то такое маршрутное такси будет относиться к транспорту общего пользования.

Что касается оформления проездных документов, отметим следующее. В билете на междугородную автомобильную перевозку в регулярном сообщении должны указываться:

наименование автомобильного перевозчика;

назначение билета;

серия (на бланочном билете) и номер билета;

наименование начального и конечного остановочных пунктов маршрута поездки пассажира;

маршрут движения автобуса (номер маршрута);

дата и время начала поездки (при продаже билета в автобусе — необязательно);

номер места для сидения;

стоимость проезда;

дата и время выдачи билета.

На бланочных билетах одноразового пользования могут не указываться дата и время их выдачи <*>.

При выполнении вышеуказанных условий расходы работника на проезд к месту командирования и обратно на маршрутном такси, которое осуществляет регулярные междугородние рейсы Минск — Гродно — Минск и относится к транспорту общего пользования, при наличии надлежаще оформленных подтверждающих документов подлежат возмещению. При налогообложении прибыли такие расходы учитываются при условии, что командировка работника связана с процессом производства и (или) реализации организации <*>.