Вопрос: Работник направлен в командировку из г. Минска в г. Гродно. Учитываются ли при налогообложении прибыли расходы на проезд к месту командирования и обратно на маршрутке?
Ответ: Стоимость проезда к месту командирования и обратно на маршрутном такси учитывается при налогообложении прибыли, если выполняются условия по отнесению такого автомобиля к транспорту общего пользования, наличия подтверждающих проезд документов в оригинале и при условии, что командировка связана с процессом производства и (или) реализации.
Обоснование: Затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, представляют собой расходы, которые связаны с процессом производства и (или) реализации и отражены в бухучете организации <*>.
Перечень не учитываемых при налогообложении прибыли затрат приведен в статье 131 НК. Так, в частности, при налогообложении не учитываются затраты на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном ТК <*>.
ТК определено, что при направлении в командировку наниматель обязан выдать работнику аванс и возместить расходы <*>:
— по проезду к месту служебной командировки и обратно;
— по найму жилого помещения;
— за проживание вне места жительства (суточные);
— иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы.
Порядок и условия возмещения работникам указанных расходов при служебных командировках в пределах Беларуси регулируются Инструкцией N 35. В частности, командированному работнику на основании подлинных проездных документов возмещаются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно <*>.
Как видим, законодательством предусмотрено возмещение стоимости проезда работника к месту служебной командировки и обратно транспортом общего пользования, а стоимость проезда на автомобиле такси не предусмотрена к возмещению. В связи с этим необходимо определить, к какому из указанных видов транспорта относится маршрутное такси.
Так, автомобиль-такси (далее — такси) — это транспортное средство, используемое для автомобильных перевозок пассажиров и соответствующее требованиям, установленным Правилами автомобильных перевозок пассажиров от 30.06.2008 N 972 (далее — Правила) <*>.
В соответствии с Правилами в качестве такси для выполнения перевозок пассажиров должны применяться легковые автомобили, имеющие <*>:
— число пассажирских мест для сидения не менее трех, но не более шести;
— таксометр;
— соответствующие отличительные знаки согласно требованиям технических нормативных правовых актов;
— конструкцию и расположение дверей и сидений, обеспечивающие удобную посадку-высадку пассажиров (не менее двух пассажирских дверей с правой стороны автомобиля).
Что касается маршрутного такси, каждому маршруту внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении присваивается номер с указанием вида сообщения символами: «С» — для скоростного, «Э» — для экспрессного (за исключением перевозок автобусами категории М2), «Т» — для экспрессного при перевозках автобусами категории М2 (маршрутное такси), «Д» — для дополнительного маршрута. Поэтому перевозку пассажиров маршрутным такси можно считать перевозкой автобусами категории М2 в регулярном сообщении по установленному маршруту <*>.
Как видим, маршрутное такси не относится к категории такси. Теперь определим, может ли маршрутное такси относиться к категории транспорта общего пользования.
Так, к автоперевозкам транспортом общего пользования относятся автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, выполняемые автомобильными перевозчиками, включенными в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования, определенные местными исполнительными и распорядительными органами областного территориального уровня <*>.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации автомобильную перевозку маршрутным такси выполняет перевозчик, включенный в перечни автомобильных перевозчиков, определенные местными исполнительными и распорядительными органами областного территориального уровня, то такое маршрутное такси будет относиться к транспорту общего пользования.
Что касается оформления проездных документов, отметим следующее. В билете на междугородную автомобильную перевозку в регулярном сообщении должны указываться:
наименование автомобильного перевозчика;
назначение билета;
серия (на бланочном билете) и номер билета;
наименование начального и конечного остановочных пунктов маршрута поездки пассажира;
маршрут движения автобуса (номер маршрута);
дата и время начала поездки (при продаже билета в автобусе — необязательно);
номер места для сидения;
стоимость проезда;
дата и время выдачи билета.
На бланочных билетах одноразового пользования могут не указываться дата и время их выдачи <*>.
При выполнении вышеуказанных условий расходы работника на проезд к месту командирования и обратно на маршрутном такси, которое осуществляет регулярные междугородние рейсы Минск — Гродно — Минск и относится к транспорту общего пользования, при наличии надлежаще оформленных подтверждающих документов подлежат возмещению. При налогообложении прибыли такие расходы учитываются при условии, что командировка работника связана с процессом производства и (или) реализации организации <*>.