Казалось бы, вакцинация и возобновление мирового авиасообщения придали импульс деловой активности. Люди, полтора года скучавшие по командировкам в приятные места, воспряли духом. Однако поведенный агентством Bloomberg опрос 45 крупнейших транснациональных компаний (Pfizer, Michelin, LG, Deutsche Bank  и др.) показал, что подавляющее большинство (84% компаний) собираются в постпандемическом будущем намного (20–40%) сократить расходы на командировки сотрудников. Белорусские компании также следуют этому тренду.

Компании чаще всего отправляют своих сотрудников в деловые поездки, чтобы обеспечить клиентскую поддержку и предоставить специфические услуги или чтобы поучаствовать в международных встречах или тренингах. Согласно результатам опроса Bloomberg, большинство респондентов уже изменили формат работы в условиях новой реальности и планируют придерживаться его и дальше, ведь это поможет сэкономить средства и поддержать экологию.

Теперь сложные технологии позволяют компаниям делать то, о чем они даже не подозревали, удаленно. Royal Dutch Shell Plc создала онлайн-диспетчерские с интерактивным трехмерным моделированием нефтяных платформ и заводов, предоставляя инженерам виртуальный доступ из дома. Aptiv Plc, бывшее подразделение автомобильных запчастей General Motors, использует дроны и гарнитуры с дополненной реальностью Oculus, чтобы показать клиентам скорость производства на заводах в Мексике, Венгрии и Китае.

Французский производитель шин Michelin недавно использовал дрон для виртуального посещения своего завода в Кампу-Гранде в Бразилии. В компании отметили, что продолжат путешествовать, потому что человеческие связи «абсолютно необходимы» для их деятельности, но при этом транспортные расходы сократятся на 20-30%.  «Мы запускаем станки удаленно, используем беспилотники для инспекции фабрик и обучаем людей на дому. Мы будем путешествовать только в тех случаях, когда это абсолютно необходимо», — сказал CEO Michelin Флоран Менего.

По данным Всемирной ассоциации деловых поездок, к 2024 году расходы на корпоративные поездки могут снизиться до 1,24 триллиона долларов. Пик был до пандемии в 2019 году – 1,43 триллиона долларов.

Сэкономив миллиарды за счет сокращения командировочных бюджетов во время пандемии с незначительным влиянием на операции, компаниям, банкам, консалтинговым фирмам и правительственным учреждениям будет трудно объяснить, зачем им возвращаться к прошлому. В компаниях говорят, что пандемия показала, что онлайн-встречи позволяют более эффективно использовать время и финансовые ресурсы.

Главные пострадавшие — отели и перевозчики

Сокращение количества командировок нанесло удар по авиакомпаниям и индустрии гостеприимства, которые уже стали одними из самых крупных жертв пандемии. По данным PwC, бизнес-путешественники, которые покупают дорогие билеты, приносили до трех четвертей прибыли авиакомпаний до пандемии, при этом на их долю приходилось только 12% мест. Согласно исследованию Morgan Stanley, гостиничный сектор, который получает около двух третей доходов от деловых путешественников, к 2022 году может сократиться на 18%, поскольку виртуальные встречи заменят 27% объемов корпоративных поездок.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, крупнейшие авиалинии мира в совокупности потеряли 126 миллиардов долларов в 2020 году и собираются потерять еще 48 миллиардов в этом году. Пока они борются с этими потерями и огромными долгами, накопившимися после того, как коронавирус прервал многолетний бум путешествий, авиакомпаниям меньше всего хочется сокращать количество корпоративных клиентов. Такие перевозчики, как Lufthansa, Air France-KLM, Delta Air Lines и American Airlines, с тысячами сотрудников и накладными расходами на поддержку, зависят от возвращения деловых путешественников.

Авиакомпании стараются сохранять оптимизм, полагая, что восстановление произойдет к 2024 году. Генеральный директор Delta Эд Бастиан сказал, что около 80% крупных корпоративных клиентов перевозчика указали, что до 90% их деловых поездок в конечном итоге вернутся.

Эксперты полагают, что перевозчикам все же придется изменить конфигурацию самолетов, сократив места в бизнес-классе.

В то время как авиакомпании борются с возможностью сокращения числа бизнес-клиентов, некоторые из них счастливы, что не курсируют по всему миру все время, пишет Bloomberg.

— Приятным побочным эффектом меньшего количества дальних деловых поездок является меньший стресс для людей, которые летают, — считает глава Немецкой ассоциации деловых путешественников Ганс-Инго Биль. Исследование Медицинского колледжа Бейлора показало, что у часто летающих пассажиров такой же риск развития рака, как и у людей с ожирением. Кроме того, компании обнаружили, что нарушение биоритмов снижает производительность.

Как реагирует белорусский бизнес

Проведенный ilex опрос белорусских частных и государственных компаний показал, что они следуют мировому тренду. В пандемию люди стали больше переходить на телекоммуникации. Сейчас эта привычка осталась. Многие вопросы, которые раньше можно было решить посредством командировки, в настоящее время снимаются Zoom-конференцией. И это выходит дешевле. Годовой доступ в Zoom стоит 150 долларов. А расходы на одну командировку могут быть гораздо выше – надо оплатить перелет, гостиницу, выдать суточные. При этом эффективность работы при таком подходе не пострадала.

Топ-менеджеры компаний путешествуют по ряду причинам — от развития бизнеса и поддержки клиентов до выставок, конференций и встреч с местным персоналом. Поездки по внутрикорпоративным мероприятиям, скорее всего, больше  подвержены сокращениям, потому что отношения с клиентами не поставлены на карту, говорят участники рынка. Бизнес уже научился работать, разрабатывать продукты, подписывать контракты, не путешествуя, отмечают собеседники.

Компания «Полимастер», которая занимается разработкой оборудования и приборов радиационного контроля, имеет офисы в Беларуси, Литве, США и Японии. Плюс к этому поставки продукции идут в 75 стран. Поэтому до пандемии персонал компании часто бывал в командировках. В 2020 году на фоне пандемии и снижения  возможностей путешествовать в «Полимастере» изменили подход к бизнес-поездкам.

—  Например, раньше мы направляли своих сотрудников во многие страны для участия в выставках, проведения переговоров с партнерами и клиентами. Но в связи с развитием онлайн-коммуникаций сейчас такая необходимость отпала. Однако полностью отказаться от командировок будет невозможно. Поскольку для части работ (например, посещение объекта заказчика, установки оборудования) нужно физическое присутствие людей. Но нам стало проще обучать местный персонал. Сотрудника компании-партнера, условно в Монголии можно удаленно обучить инсталляции. Тем более, что образовательные курсы можно проводить с помощью синхронного перевода, — рассказала ilex глава «Полимастера» Людмила Антоновская.

У крупнейшего белорусского производителя молочной продукции ОАО «Савушкин продукт» в 2020 году был достаточно длительный период, когда «командировки были практически полностью приостановлены». В текущем году, командировочная активность по Беларуси восстанавливается. Что касается зарубежных деловых поездок, они находятся на достаточно низком уровне, сказали ilex в компании.

На предприятии «Керамин», которое производит плитку, кирпич и сантехнику, сказали, что ряд коммуникаций с партнерами перевели в режим онлайн-конференций. При этом полностью отказываться от командировок в компании не намерены, потому что немало случаев, когда «личное общение действительно необходимо».

По экспертным оценкам, пандемия не повлияла на частоту командировок в строительном и инженерном секторах. Людям нужно физически присутствовать на месте будущего объекта и общаться с узкопрофильными специалистами. Сотрудники предприятий добывающей промышленности также продолжают регулярно ездить за границу для решения бизнес-вопросов. Незначительно сократились командировки у людей, занятых в фармацевтике и оптовой торговле. Самое большое падение — у IT-компаний и в сферах образования и услуг.

Майский инцидент с самолетом Ryanair в Минске и последовавшая авиаблокада со стороны ЕС доставили белорусскому бизнесу определенные хлопоты. Продолжительность командировок увеличивается, соответственно становятся больше расходы. Встает вопрос о целесообразности таких поездок.

Все идет к тому, что деловые люди будут продолжать обмениваться рукопожатиями в действительно важных случаях. В остальном живое общение заменят на виртуальное.