Париж может стать первой европейской столицей, которая не будет предоставлять в аренду электрические самокаты. На референдуме, созванном городским советом, парижане решили поставить крест на рынке кикшеринга. Тем временем на минских улицах уже появились прокатные электросамокаты. Столичные власти намерены определить специальные места для парковки и ограничить скоростной режим для них.

Что произошло в Париже

В 2018 году Париж стал первым городом в Европе, разрешившим прокатчикам свободно сдавать электросамокаты на короткие сроки с помощью мобильных приложений. Путем распространения этого двухколесного транспорта власти французской столицы хотели добиться снижения уровня выхлопных газов в городе, отмечает Би-би-си.

Но уже в первый год экспериментов с модными устройствами от жителей Парижа постоянно поступали жалобы на возникший хаос: столкновения с пешеходами, езда на большой скорости (в том числе против движения), а также скопления скутеров на тротуарах на пути у прохожих. Тогда в ответ на общественную критику власти ввели строгие меры для регулирования проката и езды на этих транспортных средствах. Они сократили число компаний-прокатчиков до трех, ввели автоматические ограничения скорости до 20 км/ч и 10 км/ч в зависимости от района, а также обозначили специальные зоны для парковки.

Однако, несмотря на принятые меры, ситуация с использованием прокатных электросамокатов не сильно улучшилась. Проблемы остались прежними. При этом ценность этого вида транспорта с точки зрения пользы для окружающей среды также ставили под вопрос, «потому что они быстро ломаются и идут на выброс», заявил Давид Белльяр, заместитель мэра Парижа, представляющий партию «зеленых».

В январе 2023 года о проведении референдума объявила мэр Парижа Анн Идальго, которая представляет Социалистическую партию Франции и в целом выступает за распространение велосипедных дорожек, но к элекроскутерам относится со скепсисом. «Это очень дорого — пять евро за 10 минут. Это не так уж помогает окружающей среде, и самое главное — в них причина большого числа аварий», — сказала Идальго.

В конце февраля префектура полиции Парижа сообщала, что за 2022 год произошло 408 дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов, сегвеев, моноколес и других подобных видов транспорта в столице. За это время в таких авариях погибли три человека, 459 человек пострадали.

2 апреля власти решили узнать мнение горожан по поводу проката электросамокатов. Как сообщает TechCrunch, 89% парижан, принявших участие в голосовании, высказались в пользу запрета сервисов краткосрочной аренды электросамокатов.

Голосование прошло в формате консультативного референдума, который предполагает, что его решение не имеет обязательной силы, а переходит на рассмотрение местных властей, в данном случае – в мэрию Парижа, которая может как поддержать решение горожан, так и не оказывать поддержки. Анна Идальго уже пообещала с 1 сентября запретить кикшеринг.

Теперь три компании, предоставляющие услуги в Париже, — Lime, Dott и Tier — к осени будут вынуждены убрать с улиц города все свои электросамокаты — в общей сложности около 15 тысяч штук.

Операторы уже заявили, что разочарованы принятым решением, но надеются на отказ городских властей от идеи полного запрета. Шеринговые кампании обратили внимание на низкую явку: из 1,3 млн возможных избирателей в выборах участвовали 103 тыс. человек. Кроме того, операторы сетовали на то, что аварии с участием электросамокатов составляют небольшую долю от всех ДТП в Париже. Участники рынка также отметили, что запрет касается лишь услуг аренды. Поэтому люди, которые привыкли пользоваться прокатными устройствами, теперь просто купят себе личные, и ситуация на дорогах останется прежней. Так, в 2021 году в стране было продано 900 тыс. электросамокатов, а в 2022-м — 759 тыс.

Стоит отметить, что Париж считался меккой микротранспорта, и теперь операторы по всему миру с тревогой следят, последуют ли другие крупные города его примеру.

А как в Беларуси?

Источник — https://ru.freepik.com/

Несмотря на изменчивую погоду, на улицах Минска уже можно увидеть электросамокаты. Свои устройства выставили в городе пока 2 оператора: Eleven и Whoosh. Старт поездки стоит 2 рубля. Каждая минута – 27-29 копеек. Однако мало кто сомневается, что после потепления предложение на рынке увеличится.

Первопроходцами в сфере краткосрочной аренды электросамокатов в Беларуси были местные операторы Kolobike и Eleven. В июле 2021 года на белорусский рынок зашел казахстанский JET, а в июне 2022 года – российский Whoosh. Также в Беларуси присутствуют операторы BusyFly и YES.

Общий рынок кикшеринга в Беларуси Центр LOGCONSULT в 2022 году оценивал в 6600 единиц. Большая часть электросамокатов операторов была сосредоточена в Минске — 5300 единиц (JET и Whoosh – по 2000 единиц, Eleven – 800, Kolobike – 400, BusyFly – 100). В областных городах и крупных райцентрах парк арендных электросамокатов составлял порядка 1300 устройств: BusyFly – 800 (в 24 городах), YES – 400 (в 10 городах), Kolobike – 100 (в 3 городах).

В LOGCONSULT оценивают потенциал белорусского рынка кикшеринга в 10 млн долларов в год с емкостью до 15 тыс. единиц, из них до 10 тыс. – Минск, и еще 5 тыс. регионы.

Из игроков, которые могут прийти в Беларусь, называются российские операторы с собственным ПО и готовой бизнес-моделью, например, Яндекс Go. Ранее о возможном появлении самокатов в Минске заявлял эстонский такси-сервис Bolt, однако эта платформа ушла из Беларуси в феврале 2022 года.

По мнению экспертов, по мере увеличения конкуренции возможно и снижение стоимости минуты аренды электросамоката. Что касается потенциальных рисков для бизнеса в сфере кикшеринга в Беларуси, то релокация айтишников уже уменьшила одну из платежеспособных групп этой услуги. Среди других опасений называется возможность введения в Беларуси сбора за использование городской инфраструктуры, зон парковок (оператор должен будет создавать парковки для шеринга, их обслуживать и парковать самокаты только в этих зонах), а также введение законодательных ограничений поездок в определенных зонах.

В 2022 году были внесения изменения в Правила дорожного изменения, появилось понятие «средство персональной мобильности» (СПМ), обозначающее, в том числе, электросамокаты. Передвигаться на таких устройствах разрешается по велосипедной дорожке, при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке или обочине. Согласно новым правилам, такие средства не могут разгоняться быстрее, чем на 25 км/ч, не должны препятствовать движению пешеходов, и управлять ими могут только лица старше 14 лет.

Уже известно, что для прокатных электросамокатов в белорусской столице определят зоны ограничения скорости и правила парковки. Такое решение принял Минский городской Совет депутатов, пишут «Минск-Новости».

— В Минске имеются участки, на которых необходимо снижение скорости движения СПМ, — это улицы с интенсивным движением пешеходов и прилегающие к местам притяжения граждан, улицы с недостаточной шириной тротуара, дворовые территории с плотной жилой застройкой, — прокомментировал заместитель начальника управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Денис Ливанович.

В частности, в ГАИ заявляют, что прокатные электросамокаты в Минске в парках и скверах будут автоматически ехать со скоростью не выше 15 км/ч.

— Есть договоренность с шеринговыми компаниями о снижении скорости электросамокатов программным способом до 25 км/ч, как того требуют ПДД. На отдельных участках с массовым пребыванием людей скорость движения автоматически будет понижена до 15 км/ч. То есть, попадая в определенную зону, пользователь СПМ не сможет ехать быстрее 15 км/ч, — пояснил начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Бабич.

Что касается контроля скорости личных СПМ, то будут «использовать технические средства измерения скорости без участия инспектора», заявил Бабич. Хотя применение автоматических камер фиксации скорости в отношении людей на СПМ вызывает много вопросов, пишет «Онлайнер».

Планируется также определить предназначенные для парковки места, условия и плотность размещения СПМ. А специальное программное обеспечение даст возможность завершить поездку на прокатном устройстве только в специально отведенном месте, если таковое имеется поблизости.

По оценке руководителей столичной ГАИ, пока особых проблем пользователи СПМ не доставляют.