09.07.2021 в силу вступила новая редакция Закона о валютном регулировании.

Конституционный суд в своем решении отметил, что принятие Закона о валютном регулировании в новой редакции обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, согласования норм Закона о валютном регулировании с положениями иных законодательных актов, а также международно-правовых актов, составляющих право ЕАЭС.

Новая редакция Закона о валютном регулировании является единым правовым актом, комплексно регламентирующим вопросы осуществления валютных операций и порядок осуществления внешнеторговых операций. Безусловно, есть и будут иные правовые акты, также разрешающие данные вопросы, однако базово следует говорить о своего рода совершенствовании правового регулирования в данной сфере.

Рассмотрим ниже, что изменилось в валютном регулировании в связи с принятием новой редакции Закона о валютном регулировании и каковы практические последствия таких изменений.

1. Терминология

Новая редакция Закона о валютном регулировании использует множество новых терминов, таких как «валютный договор«, «внутренний валютный рынок«, «мониторинг валютных операций«, «репатриация денежных средств«, а также уточняет некоторые понятия, которые ранее уже использовались.

В законодательстве появился термин «валютный договор» — договор (контракт, соглашение), иной документ, на основании которого совершаются валютные операции (подп. 1.5 п. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании). По своей сути этот термин включает в себя то, что мы привыкли называть внешнеторговыми договорами (экспорт/импорт в его текущем определении) и внешнеэкономическими (например, заем). При этом законодатель предусмотрел общие (универсальные) требования ко всем валютным договорам, о которых автор скажет ниже.

Эта корректировка имеет и важное практическое последствие. Напомним, что до принятия новой редакции Закона о валютном регулировании среди неденежных способов прекращения внешнеторговых операций был назван зачет встречных однородных требований, но в рамках двух внешнеторговых договоров (абз. 2 п. 1 постановления N 548/8). Как следствие, был невозможен, например, зачет требований по экспортной поставке и импортному займу. Хотя на практике подобные потребности встречаются часто.

Новая же редакции Закона о валютном регулировании при проведении зачета как способа завершения того, что мы привыкли называть внешнеторговой операцией, уже допускает по двум валютным договорам (в том числе займу) (подп. 2.15 п. 2 ст. 19). Как следствие, субъекты хозяйствования получат больше средств (способов) по завершению валютных операций.

Закон о валютном регулировании теперь не содержит привычного разделения валютных операций на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

2. О некоторых условиях валютного договора

В новой редакции Закона о валютном регулировании валютные договоры, заключаемые между резидентами и нерезидентами, должны предусматривать сроки исполнения обязательств нерезидентами (ч. 2 п. 1 ст. 10):

— по оплате переданных нерезиденту товаров, работ и услуг;

— по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предоплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, работ и услуг.

При этом автор полагает, что второе условие применимо только для договоров, в которых используется предоплата.

3. Регистрация валютных договоров

В целях реализации положений новой редакции Закона о валютном регулировании принята Инструкция от 12.02.2021 N 37. Она определяет порядок регистрации резидентами валютных договоров, перечень валютных операций, при проведении которых валютный договор подлежит регистрации, предельный размер суммы обязательств по валютному договору, при превышении которого валютный договор подлежит регистрации, а также порядок представления резидентами документов и иной информации об исполнении обязательств по зарегистрированным валютным договорам (п. 1 Инструкции от 12.02.2021 N 37).

Так, резидент обязан зарегистрировать валютный договор в личном кабинете пользователя на веб-портале, если одновременно (п. 3 Инструкции от 12.02.2021 N 37):

1) договор заключен с нерезидентом;

2) сумма денежных обязательств по договору не определена либо достигает или превышает 4000 БВ (для юрлиц и ИП) и 2000 БВ (для физлиц) в эквиваленте на дату заключения договора;

3) валютный договор предусматривает проведение валютных операций, указанных в ст. 13 Закона о валютном регулировании и ч. 2 п. 3 Инструкции от 12.02.2021 N 37.

Для регистрации валютного договора резидент с использованием руководства пользователя «Резидент» регистрируется на веб-портале и получает доступ к личному кабинету резидента, в котором заполняет поля регистрационной формы валютного договора, содержащей существенные условия валютного договора, а также сведения о контрагенте-нерезиденте.

Инструкция от 12.02.2021 N 37 также предусматривает возможность оказания банками резидентам услуг по регистрации валютного договора, представлению на веб-портале документов и иной информации об изменении, исполнении валютного договора (п. 5).

Валютный договор подлежит регистрации до совершения резидентом действий, направленных на исполнение валютного договора, либо не позднее семи рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке, в зависимости от того, какое из указанных событий наступает раньше (ч. 1 п. 6 Инструкции от 12.02.2021 N 37).

Обратите внимание!
Регистрации также подлежат валютные договоры, заключенные резидентами до 09.07.2021, если обязательства по ним не исполнены до указанной даты. Это касается в т.ч. договоров, которые до 09.07.2021 были зарегистрированы в банке (ч. 1 подп. 2.1, подп. 2.2 п. 2 постановления от 12.02.2021 N 37).

По зарегистрированным договорам необходимо не позднее 15 числа каждого месяца вносить в личный кабинет информацию об исполнении валютного договора. В дополнение к этому резидент представляет на веб-портале информацию об исполнении в полном объеме обязательств по валютному договору в срок не позднее 15 календарных дней со дня определения даты исполнения валютного договора в полном объеме (п. 13 и 15 Инструкции от 12.02.2021 N 37).

Также для резидента предусмотрена обязанность по предоставлению документов и иной информации об исполнении валютного договора на основании запроса Нацбанка, направленного посредством личного кабинета резидента, системы межведомственного электронного документооборота государственных органов либо на бумажном носителе (ч. 1 п. 16 Инструкции от 12.02.2021 N 37).

4. Валютные ограничения

Закон о валютном регулировании и валютном контроле предусматривает условия введения и виды валютных ограничений (ст. 7).

Так, в случае угрозы экономической безопасности Республики Беларусь, в том числе стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики, на срок не более одного года могут быть введены следующие валютные ограничения:

установление запрета на проведение валютных и валютно-обменных операций;

установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;

требование получения специальных разрешений Нацбанка на проведение валютных операций;

требование обязательной продажи полученной юрлицами — резидентами иностранной валюты;

ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.

Указанные валютные ограничения вводятся Нацбанком совместно с Совмином.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex