Международные платежные системы Visa и Mastercard (МПС) планируют повысить комиссии, взимаемые с ритейлеров при оплате их клиентами покупок с помощью банковских карт. Об этом на прошлой неделе сообщили агентство Bloomberg и газета The Wall Street Journal со ссылкой на оказавшиеся в их распоряжении документы. Сами операторы эту информацию не комментировали. МПС пока не доводили новые тарифы и до белорусских банков.

По имеющимся данным, повышение комиссий Visa для онлайн-транзакций начнется в октябре 2023 года, а в апреле 2024 года оно коснется кредитных, дебетовых и предоплаченных карт. Mastercard также с октября поднимет комиссию, однако это коснется лишь кредитных карт.
По оценкам отраслевой консалтинговой компании CMSPI, в итоге ежегодная сумма комиссий, которые платит ретейл платежным операторам, вырастет как минимум на 500 млн долларов.
Несмотря на то, что размер комиссий устанавливается Visa и Mastercard, основную часть сборов получают банки, выпускающие эти карты. Хотя размер комиссий является незначительным, расходы ритейлеров на их уплату в последние годы выросли, поскольку все больше покупателей использует кредитные карты, для которых действует более высокая комиссия, чем для дебетовых.
Продавцы переносят по крайней мере часть этих расходов на потребителей, повышая цены. Малый бизнес зачастую предлагает скидки клиентам, которые оплачивают покупки дебетовыми картами или наличными, отмечает «Интерфакс».
Стоит отметить, что недавно размер комиссий стал предметом антимонопольного иска. Его подала в июле платежная платформа Square, которая оспаривает действия Visa и Mastercard, подчеркивая их доминирующие позиции на рынке обработки платежей. По словам представителей Square, МПС вступили в сговор с целью завышения комиссий.
Mastercard, Visa и крупные банки утверждают, что комиссии помогают компенсировать затраты на предотвращение мошенничества и инновации, при этом банки используют деньги, которые они получают от комиссий, для оплаты программ вознаграждений по картам, отмечает WSJ.
Собеседники ilex в банковских кругах Беларуси сказали, что видели сообщения о повышении комиссий, однако до них официальная информация от МПС еще не поступала. «Пока эти решения обсуждаются на глобальном уровне. Затем — по процедуре — информация доводится до регионов», — пояснили эксперты.
Много лет самыми ходовыми в Беларуси были карточки Visa и Mastercard. Но в прошлом году в условиях санкций люди активно обзаводились и картами белорусской платежной системы БЕЛКАРТ. Детализированная статистика сейчас не публикуется. Из данных Нацбанка Беларуси лишь известно, что доля БЕЛКАРТ в общем объеме карточного портфеля банков достигла 30%. Большая половина рынка все еще у МПС.