Вопрос: Необходимо ли в учетную политику организации включать раздел по ценообразованию, в котором будет указан алгоритм определения нерегулируемых цен? Или он должен касаться только регулируемых? Если не обязательно, то как объяснить контролирующим органам весь алгоритм ценообразования в нерегулируемой сфере?

Ответ: Такой необходимости у организации нет. Согласно действующему законодательству у субъекта хозяйствования отсутствует обязанность иметь локальный нормативный правовой акт (ЛНПА) как в отношении регулируемых цен, так и в отношении свободных цен.

Обоснование: Учетная политика формируется всеми организациями Республики Беларусь, ведущими бухгалтерский учет и отчетность в общеустановленном порядке исходя из норм Закона N 57-З, а также на основании НСБУ N 80. В соответствии с нормами действующего законодательства формирования отдельного документа «Учетная политика по ценообразованию» либо выделения отдельного структурного раздела «Учетная политика в части ценообразования» не требуется.

Действующий порядок формирования регулируемых согласно Указу N 72 цен установлен Инструкцией N 111. Согласно части 2 п. 4 Инструкции N 111 плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно, исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров, на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров. При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров затраты распределяются в соответствии с учетной политикой. Данная формулировка не предполагает выделения в учетной политике организации отдельного раздела «Учетная политика по ценообразованию».

Таким образом, согласно действующему законодательству отсутствует обязанность субъекта хозяйствования иметь ЛНПА как в отношении регулируемых цен, так и в отношении свободных цен.

Тем не менее, по мнению автора, отказаться от наличия у субъекта хозяйствования положения по ценам (либо учетной политики по ценообразованию) можно только при одновременном соблюдении двух условий:

— цену на предприятии формирует лицо, действительно заинтересованное в финансово-хозяйственных результатах деятельности организации (учредитель, владелец, руководитель);

— лицо, принимающее ценовые решения, четко осознает алгоритм принятия данных решений.

В иных случаях, по мнению автора, иметь ЛНПА, который бы регламентировал порядок осуществления данного бизнес-процесса, просто необходимо. Но как он будет назван — положение по ценам или учетная политика в части ценообразования — не имеет принципиального значения. Для решения поставленных задач в данном ЛНПА следует отразить порядок ценообразования как регулируемых, так и свободных цен.

В ходе осуществления проверочных мероприятий контролирующие органы могут попросить у должностных лиц проверяемого субъекта хозяйствования дать пояснения (как устные, так и письменные) относительно порядка формирования цен. Однако данное обстоятельство само по себе не накладывает обязанности на субъект хозяйствования иметь положение по ценам (учетную политику по ценообразованию).