В программе социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы говорится, что для стабилизации численности населения предстоит разработать комплекс мер по сокращению эмиграционного оттока, прежде всего молодежи. Кроме того, власти обещают создать благоприятные условия, обеспечивающие возвратный характер внешней миграции, а также стимулирующие приток в республику высококвалифицированных иностранных специалистов. Сколько в Беларуси уже трудится экспатов и какая имеется потребность в зарубежных гастарбайтерах?

Почему возникла потребность?

По расчетам белорусских экономистов Катерины Борнуковой и Льва Львовского, в первые 25 лет независимости демография Беларуси способствовала экономическому росту: трудоспособное население росло, и с 1995 по 2015 год количество людей в возрасте 20–64 лет увеличилось на 226 469 человек, обеспечив 2,6% роста ВВП за этот период. Однако рост трудоспособного населения достиг пика в 2014 году, после чего началось его снижение, вызванное в первую очередь резким падением рождаемости в 90-х годах.

Согласно прогнозу ООН (медианный уровень), низкий уровень рождаемости приведет к сокращению населения Беларуси с нынешних 9,4 млн до 8,6 млн человек в 2050 году. Количество людей в возрасте 20–64 лет (трудоспособное население) сократится еще значительней — на 1,37 млн человек до 4,8 млн человек. Это означает, что при прочих равных ВВП в 2050 году будет на 16% ниже только из-за сокращения трудоспособного населения.

Источник — https://ru.freepik.com/

Экономисты отмечают, что в современном мире иммиграция все чаще становится одним из ключевых инструментов для увеличения численности населения и улучшения его качественного состава. Причем государства-реципиенты в зависимости от своей привлекательности могут выбирать специфические группы мигрантов в зависимости от своих нужд. Например, Канада строит свою иммиграционную политику на списке необходимых ей профессий, а также возрастного состава мигрантов; в США преимуществом при получении вида на жительство пользуются высокообразованные мигранты; Польша в первую очередь привлекает мигрантов из стран с близкой культурой, таких как Украина и Беларусь. По оценкам экспертов из центробанка Польши, иммигранты из Украины обеспечили 11% роста ВВП Польши в 2014–2019 годах.

Сколько Беларуси нужно иностранных специалистов?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Дело в том, что миграционные процессы сами по себе происходят довольно динамично. Плюс к этому нет достоверной статистики по количеству убывших белорусов и количеству необходимых специалистов.

По данным официальной статистики, в 2019 году из страны на работу в другие страны выехало чуть более 9 тысяч человек, в 2020 году — 4723. Но если в позапрошлом году белорусы больше ехали в Россию, то в 2020 году ситуация была иная — Литва (1685), Россия (1452) и Польша (1126). При этом надо сказать, что в статистике Департамента по гражданству и миграции МВД учитываются только те, кто уехал на работу при содействии ИП и юридических лиц, у которых есть специальное разрешение на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Беларуси. Те, кто самостоятельно уехал, не зафиксированы в статистике.

По данным МВД России, в 2020 году на миграционный учет первично поставили 85 590 выходцев из Беларуси, которые указали в документах, что въезжают с целью трудоустройства. При этом в 2019-м на работу в страну-соседку въехало 163 410 белорусов, в 2018-м – 134 690.

По неофициальным данным, которые экономисты презентуют на конференциях, число работающих в России белорусов составляет около миллиона человек, отмечает Сергей Рекеда, директор Центра изучения перспектив интеграции. В большей степени люди едут из приграничных регионов, в основном из-за экономических причин, в том числе из-за закрытия производств. В основном белорусы заняты в дорожном строительстве.

Не менее характерные цифры дает Евростат. В 2020 году 63 520 граждан Беларуси получили первый вид на жительство в странах Евросоюза. Больше всего белорусов обосновалось в Польше. Здесь было выдано 50 923 вида на жительство, в Литве получили разрешение на проживание 7 455 человек. Также в первую пятерку стран, которые в прошлом году принимали белорусов, вошли Чехия (913), Германия (835) и Латвия (481). 60% ВНЖ, полученных гражданами нашей страны, были выданы в связи с работой.

Выезд на работу в Россию белорусы воспринимают, как возможность вахтового заработка. Но отъезд квалифицированного специалиста из Беларуси на Запад практически всегда означает его потерю для белорусской экономики, отмечает демограф Юлия Петракова. Польша, Германия, Чехия с удовольствием принимают белорусских врачей, программистов, энергетиков, квалифицированных машиностроителей, и те, кто получил в странах Евросоюза вид на жительство, стремятся перевезти туда семью, приобретают там жилье, и их дети продолжают учебу в вузах Европы.

Кто уже приехал в Беларусь?

В 2020 году 16 368 иностранных граждан приехали Беларусь на работу, что на 4,4 тысячи человек меньше по сравнению с 2019 годом. Основное количество въехавших в Беларусь составили граждане России (6741), Китая (3206), Украины (2249) и Узбекистана (1197).

Как показал анализ, в подавляющем большинстве (более 80%) трудовые мигранты, работающие в Беларуси, заняты физическим трудом в строительстве, торговле и общественном питании.

Отдельно в МВД подсчитали, сколько иностранцев приехало работать в Парк высоких технологий — 931. По сравнению с 2019-м их количество уменьшилось на 340 человек. Больше всего айтишников прибыло из России (568), Украины (151), Казахстана (75), Азербайджана (31), Кыргызстана (21).

Опять же речь идет о тех, кто получил специальное разрешения на право заниматься трудовой деятельностью. Впрочем, как отмечают специалисты, объемы незаконной трудовой миграции внутри Беларуси невелики, что обеспечивается достаточно строгим белорусским трудовым законодательством.

Директор кадрового агентства «Квадрат» Светлана Коростелева отмечает, что в Беларуси высококвалифицированных иностранных специалистов чаще приглашают крупные частные компании или компании с зарубежным капиталом.

— Один из частых случаев, когда иностранный бизнес инвестировал в Беларусь. Поэтому владельцы ставят руководить белорусским проектом своего человека. Иностранцев также приглашают для развития отрасли, которая в Беларуси не очень сильно развита, — отмечает эксперт. — Когда в Украине были известные проблемы, то в Беларуси трудилось много украинских топ-менеджеров. Потом они постепенно стали покидать Беларусь, потому что были недешевыми специалистами для белорусских компаний. Владельцы белорусского бизнеса чаще всего приглашают иностранцев на полгода, год, два, чтобы те наладили определенные процессы и передали опыт местному персоналу. До пандемии крупные розничные сети активно зазывали к себе на работу литовских топ-менеджеров с опытом в большом ритейле. Когда мы занялись этим вопросом, то оказалось, что в самой Литве соответствующих специалистов не очень много. Поэтому неудивительно, что литовцы часто ходят по кругу, переходят из одной белорусской сети в другую. Был период, когда много айтишников приезжало из соседних стран в Беларусь. Сейчас пандемия внесла корректировки в рабочие процессы. Многие трудятся удаленно. Уже, по большому счету, неважно, в каком уголке мира человек находится. Поэтому открываются новые возможности для привлечения иностранных специалистов.

Я бы не сказала, что большие деньги – это основная причина, по которой иностранные высококвалифицированные специалисты едут в Беларусь. У нас не платят каких-то фантастических окладов или бонусов. Надо понимать, что зарплаты в 5-10 тысяч долларов для менеджеров это не нечто запредельное, скорее стандартные суммы. Часто иностранцы оказываются в Беларуси в рамках ротации в международной корпорации. У кого-то могут быть свои личные причины. Например, человек – бывший военный, который привык каждые три года менять место дислокации. Кто-то любит путешествовать и ему интересна белорусская экзотика. У кого-то кризис в семье, он разводится и поэтому считает, что самое время сменить страну для работы. У меня был случай, когда человек из Санкт-Петербурга отметал интересные варианты в Китае, США и Москве и просил найти работу в Беларуси, где ему в детстве было хорошо. Он в 10 лет покинул Беларусь, а сейчас его особо не интересуют деньги, взыграли такие вот ностальгические нотки.

Что препятствует притоку иностранной рабочей силы?

Эксперты полагают, что Беларуси стоит в первую очередь улучшить работу по сбору и оценке данных, которые касаются трудовой миграции.

— На самом деле властям надо подумать, для чего нам нужны иностранные специалисты, из каких стран они могут быть и какую иметь квалификацию. На мой взгляд, купить суперспециалистов мы не сможем. Они стоят очень серьезных денег, — отмечает Светлана Коростелева. — Но это не значит, тогда не надо приглашать на работу иностранных менеджеров. Для начала должен быть проведен анализ ситуации. Не только кто нам нужен, но и почему белорусы покидают страну. Сейчас на рынке заметно движение рабочей силы как в Беларусь, так из Беларуси.

Борнукова и Львовский считают, что по примеру Польши стоит обратить внимание на потенциальных иммигрантов из близких Беларуси стран (Россия, Украина, другие страны СНГ) и понять, какие именно особенности нашей страны могли бы оказаться привлекательными для этих людей. Такими позициями могут служить пониженные налоги, особые условия ведения того или иного бизнеса (по примеру ПВТ), безопасность, верховенство закона, стоимость жизни, географические данные Беларуси.

По мнению экспертов, существующее законодательство и практики, касающиеся мигрантов в Беларуси, гораздо строже, чем в более развитых странах, которые и без того являются привлекательными для потенциальных мигрантов. Например, чтобы получить разрешение на временное проживание в Беларуси, потенциальным мигрантам необходимо заключение трудового контракта, а для найма иностранного гражданина работодатель должен получить специальное разрешение на трудоустройство иностранца. Кроме того, трудовые мигранты вынуждены оплачивать ряд услуг по повышенным тарифам.

Экономисты также советуют властям развивать отношения с белорусской диаспорой за рубежом: во-первых, привлечь в страну бывших граждан часто бывает проще, чем новых мигрантов; во-вторых, даже проживая за рубежом, эти люди могут приносить значительную пользу своей стране. Конкретными шагами по работе с диаспорой могут быть признание западных ученых степеней, различные гранты и возможность бизнес-партнерства, а также академическое и культурное взаимодействие с бывшими гражданами.

При этом надо учитывать, что борьбу за умы ведут многие страны. Например, в ЕС действует «синяя карта» (EU Blue Card), которая предлагает более упрощенный подход для привлечения высококвалифицированных работников. На фоне политического кризиса достаточно много талантливых белорусских специалистов вынуждены были покинуть страну. Ряд государств – Украина, Польша, Литва — предоставили для граждан Беларуси режим определенных преференций. Таким образом, по прогнозам кадровой службы Польши, только в эту страну может переехать до полумиллиона работников из Беларуси.