Своевременное исполнение договорных обязательств бизнес-партнерами при предоставлении им отсрочки платежа — актуальная проблема поставщиков продукции (работ, услуг). Особую актуальность она приобретает, если речь идет о внешней дебиторской задолженности, поскольку могут возникнуть следующие вопросы:

— необходимость получения разрешения Нацбанка на продление завершения внешнеторговой операции при превышении общих сроков, предусмотренных Указом N 178 <*>;

— привлечение индивидуального предпринимателя или юридического лица к административному штрафу в размере до 0,5% от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции <*>;

— сложности по взысканию задолженности у нерезидента Республики Беларусь через судебные органы, в том числе и длительность процедуры.

Избежать вышеперечисленных проблем позволяет механизм, который определен Указом N 534 и который предусматривает защиту интересов резидентов, реализующих товары (работы, услуги) нерезидентам посредством страхования экспортных рисков (политических и (или) коммерческих) с поддержкой государства.

Справочно
Следует уточнить, что подразумевается под коммерческими и политическими рисками:
политические риски — страховые риски, связанные с неблагоприятным изменением политической и макроэкономической ситуации в стране местонахождения контрагента страхователя, полностью или частично препятствующие выполнению принятых контрагентом денежных обязательств по экспортному контракту;
коммерческие риски — страховые риски, непосредственно связанные с финансово-экономическим состоянием контрагента страхователя и выраженные в его неплатежеспособности и невозможности выполнения им принятых по экспортному контракту денежных обязательств.

В частности, определено, что получение предусмотренного Указом N 178 разрешения Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговой операции на период ожидания и выплаты страхового возмещения по договору страхования экспортных рисков с поддержкой государства не требуется <*>. Из этого следует, что и штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 11.37 КоАП при наличии договора страхования, не налагается.

При этом внешнеторговая операция может быть завершена путем получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером и страховой организацией, что предусмотрено абз. 3 подп. 1.7 п. 1 Указа N 178.

Таким образом, при наличии заключенного договора страхования экспортных рисков с поддержкой государства экспортер избегает ряда проблем, а риски неуплаты принимает на себя страховая организация. Исключительное право на проведение страхования экспортных рисков с поддержкой государства принадлежит Республике Беларусь и осуществляется от ее имени Белорусским республиканским унитарным предприятием экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант» <*>.

Страхование экспортного контракта обезопасит экспортера от финансовых неожиданностей при сотрудничестве как с проверенными, так и с новыми партнерами. Особенно актуально это, когда сотрудничество налаживается с целью освоения перспективных, но рискованных рынков сбыта.

Алгоритм страхования предусматривает следующие процедуры:

— проведение предварительных переговоров между страхователем (экспортером) и страховщиком, уточняются детали сделки между экспортером и импортером, объемы и условия поставок, история сотрудничества и другие аспекты;

— сбор и подготовка страхователем необходимых для страховщика документов — правоустанавливающих и финансовых;

— анализ страховщиком возможных рисков (коммерческих и (или) политических);

— определение условий страхования (страховой тариф, период ожидания и др.), подписание между страховщиком и страхователем соответствующего соглашения.

После прохождения указанных процедур страхователю остается только предоставлять по каждой поставке товара, подпадающей под действие страхуемого контракта, документы, подтверждающие их отгрузку (оказание услуг, выполнение работ), уплатить страховой взнос и получить договор страхования (страховой полис).

Размер страхового взноса будет рассчитываться в зависимости от степени риска по определенным факторам, а именно:

— от уровня политического риска страны местонахождения контрагента страхователя (импортера). Дифференциация государств по уровню политического риска производится страховщиком по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Беларусь с учетом информации, представляемой Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию и Международным союзом страховщиков кредитов и инвестиций («Бернский союз»);

— принимаемых на страхование рисков (коммерческих и (или) политических);

— истории сотрудничества экспортера с импортером и др.

При неблагоприятном исходе (возникновении просроченной внешней дебиторской задолженности) страховщик и страхователь на протяжении периода ожидания проводят совместную работу по урегулированию проблемы, а по истечению периода ожидания (в случае невозможности взыскания задолженности) у страховщика возникают обязательства по выплате страхователю страхового возмещения в размере суммы убытков, понесенных страхователем в результате наступления страхового случая (за исключением франшизы). При этом к страховщику переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

Таким образом, при страховании экспортного контракта с поддержкой государства и возникновении просроченной внешней дебиторской задолженности экспортер:

— не обращается в Нацбанк за продлением внешнеторговой операции;

— не привлекается к административной ответственности;

— получает соответствующее страховое возмещение;

— посредством страхового возмещения завершает внешнеторговую операцию <*>.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex