Постановлением N 363/13 установлено, что с 10.06.2022 по 31.12.2023 юридические лица — резиденты по валютным договорам, заключенным с юридическими лицами — нерезидентами, индивидуальными предпринимателями — нерезидентами, вправе получать в сроки, установленные валютным договором, наличную иностранную валюту (доллары США, евро, китайские юани) от юридических лиц — нерезидентов, индивидуальных предпринимателей — нерезидентов при проведении операций, связанных с экспортом.

1. Суть вопроса

Ключевые моменты.

1. Под действие постановления N 363/13 подпадают юридические лица — резиденты, являющиеся экспортерами (термины в значениях новой редакции Закона N 226-З).

2. Разрешено принимать только три вида наличной иностранной валюты: доллары США, евро, китайские юани.

3. Наличную иностранную валюту разрешено принимать только в сроки, установленные валютным договором.

Рассмотрим несколько способов реализации постановления N 363/13.

2. Способы реализации

Получение наличной иностранной валюты при реализации постановления N 363/13 возможно следующими способами:

Способ 1. Путем выезда представителем экспортера за границу и доставки наличных денежных средств из-за границы.

Срок зачисления наличной иностранной валюты: наличная иностранная валюта, полученная юридическим лицом — резидентом за пределами Республики Беларусь и ввезенная на территорию Республики Беларусь, подлежит зачислению на счет этого юридического лица — резидента, открытый в банке Республики Беларусь, не позднее рабочего дня, следующего за днем ее ввоза на территорию Республики Беларусь. Наличная иностранная валюта, полученная юридическим лицом — резидентом за пределами Республики Беларусь, подлежит зачислению на счет этого юридического лица — резидента, открытый в банке Республики Беларусь, до истечения определенного им срока репатриации (подп. 1.2 п. 1 постановления N 363/13).

Это самый дорогостоящий и опасный способ получения наличных денежных средств. По этой причине данный способ наименее востребован и не распространен на практике. Далее предлагаем его не рассматривать.

Способ 2. Представитель нерезидента вносит наличную иностранную валюту в кассу экспортера.

Срок зачисления наличной иностранной валюты: наличная иностранная валюта, полученная экспортером на территории Республики Беларусь, подлежит зачислению на счет этого юридического лица — резидента, открытый в банке Республики Беларусь, не позднее рабочего дня, следующего за днем ее получения на территории Республики Беларусь.

По мнению автора, это вполне рабочий и распространенный на практике способ получения наличной иностранной валюты экспортером. Проблема заключается лишь в том, что для получения наличной иностранной валюты у экспортера должна быть открыта и оборудована валютная касса. При приеме наличной иностранной валюты кассиры (лица, на которых возложены обязанности кассира) юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, индивидуальные предприниматели, имеющие право совершения операций с наличной иностранной валютой, обязаны проверять ее подлинность и платежность, руководствуясь нормативными правовыми актами Нацбанка, информацией, размещенной на официальных сайтах банков-эмитентов в глобальной компьютерной сети Интернет, официальными материалами и оперативной информацией органов внутренних дел, а также перечнем признаков платежности банкнот, установленным обслуживающим банком на основании требований иностранных банков или банков-посредников, с которыми заключены соответствующие договоры (п. 33 Инструкции о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами N 117).

Иными словами, для приема наличной иностранной валюты у экспортера должна быть открыта валютная касса, которая должна быть снабжена специальным оборудованием для проверки банкнот, а кассир принимает на себя всю ответственность за проверку денежной наличности. В силу вышеизложенного на практике складывается такая тенденция, что у многих клиентов нет валютной кассы, а те, у кого она есть, предпочитают ей не пользоваться.

Способ 3. Представитель нерезидента вносит наличную иностранную валюту в обслуживающий банк экспортера для зачисления на текущий (расчетный) банковский счет экспортера.

Самый распространенный и наиболее востребованный способ в настоящее время.

3. Валютный контроль

С 09.07.2021 банки не являются более агентами валютного контроля. Однако исходя из норм Закона N 226-З и Инструкции N 147, определяющей порядок проведения валютных операций, банки для целей мониторинга валютных операций в рамках валютного контроля требуют:

— при внесении наличной иностранной валюты представителем нерезидента или экспортера — заявление на взнос наличной иностранной валюты и экспортный валютный договор, предусматривающий наличную форму расчетов;

— после внесения наличной иностранной валюты экспортер обязан в течение 7 рабочих дней с даты зачисления денежных средств на счет представить в банк отдельный документ, содержащий сведения о поступивших денежных средствах, форма которого разрабатывается банком с учетом требований п. 12 Инструкции N 147.

4. Банковский комплаенс

Касается способа 3, когда представитель нерезидента вносит наличную иностранную валюту в обслуживающий банк экспортера для зачисления на текущий (расчетный) банковский счет. Относительно способа 2 банковский комплаенс не проводится (берутся следующие документы: заявление на взнос наличной иностранной валюты, экспортный валютный договор, предусматривающий наличную форму расчетов, а также проверяются полномочия представителя или его связь с экспортером (например, доверенность)).

Требование относительно представления сведений и документов вытекает из подп. 1.3 п. 1 постановления N 363/13, в соответствии с которым юридические лица — резиденты при проведении операций, указанных в постановлении N 363/13, представляют в банки Республики Беларусь документы и сведения для выполнения предусмотренных законодательством мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Так, лица, осуществляющие финансовые операции, проводят идентификацию участников финансовой операции при осуществлении финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1000 базовых величин, если идентификация не была проведена ранее при заключении договора (ст. 8 Закона N 165-З). Участники финансовой операции, их представители обязаны представлять лицам, осуществляющим финансовые операции, и лицам, которым поручено проведение идентификации, документы (их копии или изображения) и (или) сведения, необходимые для их идентификации, верификации и (или) регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю. Лица, осуществляющие финансовые операции, при проведении идентификации клиентов-организаций на основании учредительных, регистрационных и иных документов (их копий или изображений) и (или) данных, полученных из систем идентификации, устанавливают и фиксируют следующие данные:

— наименование;

— регистрационный номер и дату государственной регистрации организации, наименование регистрирующего органа (при их наличии);

— место нахождения;

— учетный номер плательщика, для нерезидентов — иной идентификационный номер (такие данные согласно Закону N 165-З могут фиксироваться со слов участников финансовой операции);

— данные о руководителе (ином лице, уполномоченном в соответствии с учредительными документами действовать от имени клиента-организации), лице, осуществляющем руководство бухгалтерским учетом (такие данные могут фиксироваться со слов участников финансовой операции);

— данные о бенефициарных владельцах с учетом объема данных, которыми располагает клиент-организация в отношении бенефициарного владельца и которые однозначно идентифицируют бенефициарного владельца, а в случае, если в результате принятия мер по идентификации клиента-организации бенефициарный владелец достоверно не установлен — данные о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа клиента-организации, либо лице, возглавляющем ее коллегиальный исполнительный орган, с учетом объема данных, которыми располагает клиент-организация в отношении таких лиц и которые однозначно идентифицируют таких лиц (такие данные могут фиксироваться со слов участников финансовой операции);

— данные об учредителях (участниках, членах), владеющих не менее чем 10% акций (долей в уставном фонде, паев) организации, доли их владения акциями (размер долей в уставном фонде, паев) организации (такие данные могут фиксироваться со слов участников финансовой операции);

— структуру органов управления (такие данные могут фиксироваться со слов участников финансовой операции);

— виды деятельности (такие данные могут фиксироваться со слов участников финансовой операции);

— цели установления и предполагаемый характер отношений с лицом, осуществляющим финансовые операции (такие данные могут фиксироваться со слов участников финансовой операции);

— иные данные, определяемые Нацбанком в целях формирования межбанковской системы идентификации.

Исходя из анализа банковской практики ведущих банков Республики Беларусь можно сделать следующий вывод:

— у представителя нерезидента банк потребует паспорт, таможенную декларацию на иностранную валюту (при ввозе из стран, не входящих в ЕАЭС, при сумме свыше 10 000 долл. США) и экспортный валютный договор, предусматривающий наличную форму расчетов;

— проверит полномочия представителя или его связь с нерезидентом-покупателем (например, доверенность);

— в рамках идентификации юридического лица — нерезидента банк попросит заполнить вопросник и подтвердить источник (происхождение) денежных средств (выписки со счета иностранного банка, подтверждающие наличие и снятие иностранной валюты), попросит представить документы, необходимые для идентификации (на данный момент банки сами не готовы назвать полный список необходимых документов, среди прочего называются нотариально заверенные и переведенные на русский язык устав, свидетельство о регистрации, копии паспортов бенефициаров).

5. Практическая рекомендация

На основании анализа вышеизложенного наиболее предпочтительным вариантом работы как для экспортеров, так и для банков является способ 2: представитель нерезидента вносит наличную иностранную валюту в кассу экспортера. Данный способ требует минимум документов и лишних трудозатрат.

Для работы по способу 3 (представитель нерезидента вносит наличную иностранную валюту в обслуживающий банк экспортера для зачисления на текущий (расчетный) банковский счет). Считаем целесообразным дождаться разъяснений Нацбанка, в результате которых будет найдена золотая середина между требованиями Закона N 165-З и необходимостью получения валютной выручки в условиях международного санкционного давления.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex