Расходы на услуги по санобработке и уборке мест общего пользования (далее — МОП), включая дезинфекцию, дезинсекцию (уничтожение насекомых), дератизацию (уничтожение грызунов), подлежат возмещению арендатором <*>.

При этом расчет возмещения расходов на вышеуказанные услуги, оказанные сторонними организациями, производится по формуле <*>:

Например, организация сдает в аренду часть здания двум арендаторам. Количество работников, работающих в арендованных помещениях, составляет:

— у арендатора «А» — 7 человек;

— у арендатора «Б» — 10 человек.

У самого арендодателя в здании работает 200 человек. Иных лиц, пользующихся зданием, не имеется. Фактические расходы организации на услуги сторонней организации по обработке подвала и чердака здания от грызунов и насекомых составили 250 руб. (в том числе НДС 41,67 руб.).

В данной ситуации всего в здании работает 217 человек (7 + 10 + 200). Сумма расходов, выставляемая арендодателем к возмещению, составит:

— для арендатора «А» — 8,06 руб. (250 руб. x 7 человек / 217 человек), в том числе НДС 1,34 руб. (8,06 руб. x 20 / 120);

— для арендатора «Б» — 11,52 руб. (250 руб. x 10 человек / 217 человек), в том числе НДС 1,92 руб. (11,52 руб. x 20 / 120).

На заметку
В общем случае количество физлиц, работающих в здании либо пользующихся им, рекомендуется определять на момент заключения договора аренды исходя из штатного расписания арендодателя, а также штатных расписаний арендаторов и статистических данных за предшествующий период по количеству физлиц, пользующимся таким имуществом <*>.

Работы по санобработке (уборке) помещений могут осуществляться штатными работниками арендодателя. При этом полагаем, что возмещению арендатором подлежит не только часть фактических затрат арендодателя на оплату труда персонала, занимающегося санобработкой, и страховые взносы на фонд оплаты их труда, а также расходные материалы, инструменты и приспособления, необходимые для санитарного содержания помещений <*>.

Как правило, зарплата обслуживающего персонала насчитывается на весь объем выполняемых работ в текущем месяце. В этом случае из расходов на санобработку (уборку) всего здания следует вычленить расходы, приходящиеся на МОП. При этом указаний о том, как это сделать, законодательство не содержит. Решение этого вопроса отдается на откуп арендодателю.

Со своей стороны, рекомендуем долю расходов по санобработке (уборке) МОП рассчитывать пропорционально площади МОП по формуле:

Полученную часть расходов на санобработку (уборку) МОП следует распределить между арендаторами пропорционально численности физлиц, работающих в сданной в аренду недвижимости либо пользующихся ею <*>.

Например, общая площадь здания составляет 9000 кв. м. Площадь мест общего пользования — 2700 кв. м. Организация сдает в аренду помещения двум арендаторам. Всего в здании работает 530 человек, в том числе у арендодателя — 500 человек, у арендатора «А» — 12 человек, у арендатора «Б» — 18 человек. Иных лиц, пользующихся зданием, не имеется.

Фактические затраты арендодателя на санобработку (уборку) здания штатными работниками за месяц составили 4000 руб.

В данной ситуации расходы на санобработку (уборку) МОП составят 1200 руб. (4000 руб. x 2700 кв. м / 9000 кв. м).

Определим возмещаемую часть фактических затрат на санобработку (уборку) МОП. Ее размер составит:

— для арендатора «А» — 27,17 руб. (1200 руб. x 12 человек / 530 человек);

— для арендатора «Б» — 40,75 руб. (1200 руб. x 18 человек / 530 человек).

Если санобработка (уборка) сдаваемых в аренду помещений производится арендатором самостоятельно (без привлечения персонала арендодателя), то в этом случае расчет доли расходов по санобработке (уборке) МОП рекомендуем производить следующим образом:

Например, определим возмещаемую часть фактических затрат на санобработку (уборку) МОП с использованием данных предыдущего примера с условием, что персонал арендаторов осуществляет санобработку (уборку) арендуемых помещений самостоятельно. При этом арендатору «А» сданы в аренду помещения площадью 190 кв. м, арендатору «Б» — 330 кв. м.

В таком случае расходы на санобработку (уборку) МОП составят 1273,58 руб. (4000 руб. x 2700 кв. м / (9000 кв. м – (190 кв. м + 330 кв. м)).

Возмещаемая часть фактических затрат на санобработку (уборку) МОП составит:

— для арендатора «А» — 28,84 руб. (1273,58 руб. x 12 человек / 530 человек);

— для арендатора «Б» — 43,25 руб. (1273,58 руб. x 18 человек / 530 человек).