В практике экономических судов все чаще встречаются дела о возмещении вреда, причиненного необоснованным призывом на военную службу. Правовым основанием заявления таких требований выступает ч. 4 ст. 10 Закона о воинской службе. В частности, местные исполнительные и распорядительные органы, создавшие призывные комиссии, несут ответственность за вред, причиненный государству и гражданам призывом на срочную военную службу, службу в резерве (далее — военная служба) граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья и иным основаниям. Возмещение вреда производится в порядке, установленном гражданским законодательством.

Общее основание ответственности за внедоговорный вред содержит п. 1 ст. 933 ГК. Согласно данной норме вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Закон может возлагать обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся его причинителем.

Ответчиками по данной категории дел выступают местные исполнительные и распорядительные органы, создавшие призывные комиссии. Истцами, как правило, воинские части, в которых проходил службу необоснованно призванный на военную службу гражданин. Кроме того, истцами могут выступать военные лечебные учреждения, военные комендатуры и иные учреждения, подведомственные Минобороны, которые понесли расходы на обеспечение военнослужащего, необоснованно призванного на военную службу.

Особенности правового регулирования призыва граждан на военную службу

Военная служба подразделяется на военную службу по призыву и военную службу по контракту. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе. Не призываются граждане, которые освобождены от призыва либо имеют право на отсрочку от него <*>. От призыва освобождаются, в частности, граждане, признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе с исключением с воинского учета.

Призыв граждан на военную службу организует руководитель местного исполнительного и распорядительного органа совместно с военным комиссаром (руководителем обособленного подразделения). Проводит призыв граждан призывная комиссия <*>.

Для проведения призыва районные, районные в городах, городские (городов областного подчинения) исполнительные и распорядительные органы создают призывные комиссии и утверждают их персональный состав.

При призыве граждан на военную службу районная (городская) призывная комиссия обязана организовать медосвидетельствование граждан <*>. По его результатам призывная комиссия может принять решение о призыве на военную службу, освобождении от призыва и зачислении в запас, об освобождении от призыва и об исключении с воинского учета.

Медосвидетельствование граждан при приписке к призывным участкам и призыве на военную службу проводят врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-офтальмолог, врач-психиатр-нарколог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог, врач-дерматовенеролог. В случае необходимости привлекаются врачи других специальностей <*>.

Граждане, призванные на военную службу, перед отправкой в воинские части проходят медосмотр. Его цель — исключить случаи призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья <*>.

Согласно п. 2, 4 Инструкции о порядке организации и проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях:

— определения категории годности граждан к военной службе по состоянию здоровья;

— определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний с прохождением военной службы, военных или специальных сборов, занятий или учебных сборов;

— оказания медицинской и социальной помощи гражданам, проходящим и проходившим военную службу или военные сборы.

Руководство и контроль за организацией и проведением военно-врачебной (врачебно-летной) экспертизы осуществляет Центральная военно-врачебная комиссия Вооруженных Сил (ЦВВК).

В спорных (конфликтных) ситуациях, когда врачи-специалисты затрудняются принять решение о категории годности к военной службе по состоянию здоровья призывника на основании результатов его медобследования в стационарных или амбулаторных условиях, военный комиссар района (города) или лицо, его замещающее в призывной комиссии, имеют право направить личное дело призывника с меддокументами в ЦВВК для вынесения консультативного заключения. После их изучения ЦВВК оформляет консультативное заключение либо дает разъяснения о невозможности его вынесения. При необходимости председатель ЦВВК имеет право направить призывника на дополнительное медобследование в военную или государственную организацию здравоохранения <*>.

В военных комиссариатах районов (городов), областей (Минска) ведется учет случаев и причин необоснованного призыва граждан на военную службу по состоянию здоровья и совместно с управлениями здравоохранения облисполкомов и комитета по здравоохранению Мингорисполкома, с госорганизациями здравоохранения, подчиненными местным исполнительным и распорядительным органам, принимаются меры по улучшению качества медосвидетельствования граждан при призыве на военную службу <*>.

Пример
В суд обратилась войсковая часть с иском к райисполкому о взыскании 990 рублей в возмещение вреда, причиненного необосованным призывом на срочную военную службу.т

Позиция истца

Призывная комиссия решением от 24.11.2016 призвала гражданина П. на срочную военную службу и направила для ее прохождения в войсковую часть. П. зачислили в списки личного состава и поставили на все виды обеспечения. На момент призыва у гражданина П. были врожденные аномалии развития: аплазия левой большой грудной мышцы, гипоплазия малой грудной и передней зубчатой мышцы слева, гипоплазия передних отрезков III — IV ребер слева с незначительным нарушением функции. Военно-врачебная комиссии хирургического профиля 30.01.2017 признала военнослужащего П. негодным к военной службе в мирное время, ограниченно годным к военной службе в военное время. В связи с указанным П. 02.02.2017 досрочно уволили с военной службы в запас.

Незаконное решение призывной комиссии причинило государству вред на сумму 990 рублей, выразившийся в обеспечении гражданина П. в период прохождения срочной военной службы установленными видами довольствия, а также в расходовании военного имущества, предназначенного для медобеспечения и обеспечения боевой подготовки военнослужащего.

На основании ст. 10 Закона о воинской службе, ст. 933 ГК истец просил взыскать указанную сумму в возмещение вреда, причиненного незаконным решением призывной комиссии.

О том, какое решение принял суд, читайте в ilex.