В рамках материала освещен вопрос возврата именно качественного товара, так как вопросы и случаи возврата некачественного товара достаточно детально проработаны законодательством. К вопросу возврата качественного товара стороны подходят весьма разнообразно. Однако договорная практика показывает, чтобы возврат товаров надлежащего качества не признавался «обратной» реализацией (поставкой), в договоре должны быть предусмотрены определенные условия — условий в «режиме по умолчанию» недостаточно.

1. Общие аспекты и постановка проблем

Заключая сделку по поставке (продаже) товара, каждая сторона преследует свою цель. В коммерческой практике зачастую товар приобретается покупателем для последующей продажи (для перепродажи). То есть конечная цель покупателя состоит в том, чтобы приобрести товар ниже цены, по которой он планирует перепродать товар для получения прибыли.

На случай недостижения указанной цели, а также по иным причинам, например, пересмотр политики ценообразования, отсутствие спроса и т.п., стороны могут договориться о возврате товара поставщику (продавцу).

По общему правилу, особенности и условия возврата товара оговариваются сторонами в договоре поставки (купли-продажи) либо в отдельном соглашении (п. 3 ст. 391 ГК).

В целом при анализе договорных условий можно отметить общую проблематику, связанную с тем, что стороны могут не учитывать некоторые особенности приобретения права собственности на товар и иные условия его возврата.

В результате стороны могут столкнуться с рядом правовых проблем, в частности когда фактический возврат товара может быть квалифицирован в так называемую «обратную» поставку или «обратную» реализацию со всеми вытекающими гражданско-правовыми и налоговыми последствиями.

Для представления масштаба поднятой проблематики будет уместным привести ряд условий, которые на практике используют стороны в договорах поставки (купли-продажи) и которые при наличии спора могут привести к непредсказуемым последствиям.