Дмитрий Николаевич Юхник,
юрисконсульт юридической группы

«Беляевы и партнеры»

Иногда у белорусских компаний в процессе осуществления хозяйственной деятельности возникает необходимость вернуть ранее приобретенный товар поставщику.

Что делать, если такая ситуация возникла после приобретения товара у поставщика-нерезидента на основании заключенного внешнеторгового договора и такая сделка согласно Указу N 178 является импортом товара?

Импорт — это получение резидентом от нерезидента товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Беларуси), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе <*>.

По мнению автора, нужно определить, что является товаром в рамках внешнеторговой деятельности.

Товары — это движимые вещи (за исключением денег и ценных бумаг), а также перемещаемое имущество, приравненное к недвижимым вещам в соответствии с законодательными актами <*>.

Недвижимое неперемещаемое имущество не является предметом внешнеторгового договора. В частности, это земельные участки, участки недр, поверхностные водные объекты и все, что прочно связано с землей: объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, машино-места <*>.

Общие основания для возврата товара поставщику-нерезиденту

В большинстве случаев товар возвращается поставщику из-за его ненадлежащего качества или иного несоответствия условиям договора. Для того чтобы правильно использовать предусмотренные законодательством инструменты для возврата такого товара поставщику-нерезиденту, нужно определить право, применимое к заключенному внешнеторговому договору.

Если при его заключении стороны достигли соглашения о применении белорусского права, то поставщик обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору <*>.

Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от поставщика <*>:

— либо уменьшения цены;

— либо безвозмездного устранения недостатков;

— либо возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Если же требования к качеству существенно нарушены, покупатель вправе:

— либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

— либо потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору <*>.

Качественный товар также может быть возращен.

Это возможно, например, когда покупателем нарушены сроки оплаты, в силу чего поставщик отказывается от исполнения договора и просит вернуть ему товар <*>.

Следует отметить, что покупатель также вправе вернуть поставщику товар, если он, к примеру, остался у покупателя нереализованным или невостребованным (если такое условие прямо согласовано в договоре поставки на основании ч. 3 ст. 2 ГК).

Возвращен может быть также товар, который поставлен с нарушением условий о его количестве, ассортименте, комплектности <*> и т.д.

Похожие по своему содержанию нормы, которые регулируют отношения в сфере купли-продажи товаров, содержатся и в гражданском законодательстве Российской Федерации <*>, что значительно упрощает для покупателя понимание своих прав и оснований для возврата товара поставщику-резиденту Российской Федерации.

Однако, когда импортный внешнеторговый договор заключается с членом Евросоюза или иным нерезидентом из дальнего зарубежья, достигнуть соглашения о применении к заключаемому договору национального законодательства бывает практически невозможно.

Обычной практикой для договоров купли-продажи, стороны которых — резиденты государств с различными правовыми системами, является включение в договор условия о том, что к нему применяются нормы Конвенции ООН от 11.04.1980.

Нормы, содержащие условия о качестве товара, содержатся в п. 1 и 2 ст. 35 Конвенции ООН от 11.04.1980, а условия, при которых товар может быть возвращен поставщику, — в п. 1 ст. 45 и п. 2 ст. 46 Конвенции ООН от 11.04.1980.

Возврат или обратная реализация

В случае возврата товара по основаниям, не связанным с нарушением условий о его качестве, количестве, комплектности и ассортименте, то есть по соглашению сторон, нужно обратить внимание на момент возникновения права собственности на товар.

По общему правилу право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если законодательством или договором не предусмотрено
иное <*>, аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 223 ГК РФ и в п. 1 ст. 69 Конвенции ООН от 11.04.1980.

Для юриста, столкнувшегося с необходимостью проанализировать с правовой точки зрения возможность возврата товара надлежащего качества поставщику, важно знать, что после перехода права собственности на товар к покупателю в случае, если в договоре не согласованы условия о возврате товара надлежащего качества, нет оснований говорить о возврате товара.

В таком случае возврат товара продавцу будет обычной сделкой купли-продажи, которая оформляется заключением нового внешнеторгового договора, что несомненно входит в сферу ответственности юриста в организации, и может рассматриваться как обратная реализация.

Данное положение (об обратной реализации) не применяется, если ненадлежащее качество товара или иное его несоответствие условиям договора были выявлены покупателем после передачи товара и (или) перехода права собственности на товар.

К примеру, в заключенном между поставщиком-нерезидентом и покупателем договоре не содержится иных условий о переходе права собственности на товар, значит право собственности на товар переходит в момент его передачи <*>.

Покупатель обязуется осуществить приемку товара по качеству на своем складе не позднее 20 дней при поступлении товара из другого населенного пункта <*>.

Покупатель может установить несоответствие качества товаров после проведения их приемки при выявлении скрытых недостатков <*>. Таким образом, выявление факта поставки некачественного товара, а следовательно, и основания для возврата товара могут иметь место значительно позже передачи товара и перехода права собственности на него.

Схожая по своему содержанию норма содержится в ст. 36 Конвенции ООН от 11.04.1980, которая указывает на то, что продавец несет ответственность за несоответствие товара, даже если это несоответствие становится очевидным после момента перехода риска на покупателя (то есть после перехода права собственности на товар).

Тем не менее, в условиях договора поставки стороны вправе предусмотреть, что право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств <*>. И если возврат товара происходит до наступления обстоятельств, с которыми связан переход права собственности к покупателю, то такой возврат не рассматривается как обратная реализация.

Документы, необходимые для возврата товара ненадлежащего качества

Гражданским законодательством Республики Беларусь, Российской Федерации, Конвенцией ООН от 11.04.1980 не предусмотрен конкретный перечень документов, который должен быть оформлен покупателем и продавцом при возврате товара ненадлежащего качества.

Однако для того, чтобы вернуть товар поставщику, в первую очередь нужно надлежащим образом документально закрепить факт поставки товара ненадлежащего качества.

Если товар передается покупателю при отсутствии транспортировки, то таким документом может стать акт приема-передачи товара, который подписывается представителями поставщика и покупателя непосредственно в момент передачи товара. В нем должны быть отражены сведения о несоответствии принимаемого товара качеству, количеству, комплектности и иным согласованным в договоре условиям о товаре.

У покупателя не всегда есть возможность выявить некачественный товар непосредственно во время передачи. В связи с этим другой документ, например акт о несоответствии количества и (или) качества товара <*>, может быть оформлен покупателем позже и также являться подтверждением поставки некачественного товара.

Если товар передается покупателю при наличии транспортировки, то документами, в которых может быть отражено несоответствие товаров, помимо акта приема-передачи будут являться ТТН, CMR-накладные, СМГС-накладные, авиа-накладные и иные товаросопроводительные документы, оформляемые при осуществлении международной перевозки грузов в зависимости от типа транспорта.

Указанные выше документы содержат в себе графы, в которых можно сделать отметки о том, что товар не соответствует количеству или качеству, иным условиям договора, а также отметку о том, что при выгрузке был составлен акт выгрузки, в котором должны быть отражены сведения о несоответствии товара условиям, согласованным сторонами в договоре <*>.

В акте выгрузки нужно зафиксировать повреждение товара, его упаковки, несоответствие фактического количества товара заявленному в товаросопроводительной документации и иные несоответствия товара <*>.

Во время передачи или приемки товара в случае обнаружения каких-либо дефектов или несоответствий покупателю помимо фиксации обнаруженных недостатков в актах и товаросопроводительных документах автор рекомендует также фиксировать недостатки товара с помощью фотоаппарата. Впоследствии указанные фотографии могут стать доказательством того, что товар прибыл именно в таком состоянии или комплектности, а не пришел в негодность в результате дальнейшей транспортировки, перемещения на склад и т.п.

После фиксации факта поставки товара ненадлежащего качества покупатель обязан уведомить об этом поставщика <*>. Может сложиться так, что простого сообщения или звонка окажется недостаточно и поставщик откажется в добровольном порядке принять возвращаемый товар или возместить причиненный поставкой товара ненадлежащего качества ущерб. В таком случае автор рекомендует уведомлять поставщика путем составления письма-претензии в соответствии с требованиями ХПК и направить его поставщику.

Если поставщик после получения такого письма без промедления не заменит поставленные товары товарами надлежащего качества, у покупателя возникают основания предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 445 ГК.

Таким образом, если у покупателя возникает необходимость вернуть поставщику некачественный товар, нужно последовательно выполнить следующие шаги:

1) закрепить документально факт поставки некачественного товара (акт, отметка в товаросопроводительной документации, фотографии товара ненадлежащего качества);

2) подробно изучить заключенный с поставщиком договор на предмет применимого права и положений о возврате товара, согласованных сторонами, при их наличии;

3) уведомить поставщика о факте передачи товара ненадлежащего качества;

4) в случае отказа поставщика добровольно принять товар / возместить ущерб и направить поставщику претензию с подробным изложением всех несоответствий поставленного товара условиям договора;

5) в случае согласия поставщика с претензией оформить акт приема-передачи товара от покупателя к поставщику;

6) оформить новые товаросопроводительные документы в случае возврата товара поставщику силами и средствами покупателя.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex