На минувшей неделе Всемирный банк решил прекратить публикацию рейтинга Doing Business в связи с обнаружением ошибок, допущенных при подготовке прошлых исследований. Власти Беларуси уделяли большое значение этому рейтингу, чтобы показать высокий потенциал делового климата страны. На какие исследования сейчас могут ориентироваться инвесторы, оценивая возможность вести бизнес в Беларуси?

Doing Business

Всемирный банк составлял рейтинг Doing Business (Ведение бизнеса) с 2002 года. Благоприятные условия для ведения бизнеса в разных странах мира оценивались по десяти категориям, среди них — регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, регистрация собственности, получение кредитов, уплата налогов.

16 сентября 2021 года Всемирный банк (ВБ) объявил о решении прекратить публикацию ежегодного рейтинга. Это связано с тем, что ряд руководителей ВБ допускали различные нарушения при составлении рейтинга. Выяснилось, что показатели Китая, Саудовской Аравии и ОАЭ в рейтинге были завышены, а Азербайджана — занижены.

В последнем опубликованном докладе Doing Business в 2019 году Беларусь заняла 49-е место. До этого страна на протяжении нескольких лет входила в топ–40 стран с наилучшими условиями ведения бизнеса.

Рейтинг Всемирного банка широко использовался правительствами разных стран, в том числе и Беларуси, в качестве официального KPI. Еще в 2009 году Александр Лукашенко поставил перед Совмином задачу вывести страну в тридцатку лидеров по условиям ведения бизнеса. В начале 2020 года тогдашний первый вице-премьер Дмитрий Крутой утвердил план действий по улучшению рейтинговых позиций Беларуси в Doing Business, содержащий более 30 мероприятий. В 2019 году Минэкономразвития России по поручению Владимира Путина включило в план своей деятельности цель достичь 20-й позиции в этом рейтинге к 2024 году.

Справедливости ради следует сказать, что рейтинг Doing Business может еще возродиться. По крайне мере Всемирный банк пообещал «выработать новый подход к оценке делового и инвестиционного климата».

Рейтинги экономической свободы

Беларусь фигурирует в двух рейтингах экономической свободы. Один из них недавно представил Институт Фрейзера – независимая исследовательская и образовательная организация, базирующаяся в Канаде. Беларусь в нем существенно улучшила позицию, переместившись с 114-го места на 88-е. Всего в рейтинге рассматривается 165 стран. Economic Freedom of the World оценивает государственные расходы, монетарную политику, международную торговлю, правовую систему и регулирование. Наиболее свободные экономики, занявшие верхние строчки рейтинга, – Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария и Грузия. Что касается соседей Беларуси, то Литва в рейтинге заняла 8-е место, Латвия — 20-е, Польша — 75-е, Россия — 100-е, Украина — 129-е.

В основу отчета за 2021 год попали имеющиеся данные 2019, допандемийного года. К тому же представители Института Фрейзера не смогли полностью обновить многие компоненты в рейтинге экономической свободы, так как ряд международных финансовых институтов не опубликовали свои отчеты.

Впрочем, в более известном Индексе экономической свободы, который составляет американский исследовательский институт Heritage Foundation, Беларусь находится на 95-­м месте и среди 45 стран Европы занимает 43­-ю позицию.

Эксперты Heritage Foundation изучают двенадцать свобод, которые отражают, насколько правительства 186 исследуемых стран позволяют труду, капиталу и товарам свободно перемещаться, воздерживаются от принуждения или ограничения свободы сверх той степени, которая необходима для защиты и поддержания самой свободы.

За 2020 год показатель экономической свободы Беларуси снизился на 0,7 пункта до 61 балла «в первую очередь из-за снижения эффективности судебной системы», говорится в сопровождающем рейтинг докладе. Наиболее высокие баллы Беларусь имеет в разделах «налоговое бремя», «фискальное здоровье», худшие — по «инвестиционной свободе» и «финансовой свободе».

В топ–5 рейтинга входят Сингапур, Новая Зеландия, Австралия, Швейцария и Ирландия. Литва заняла 15-ю позицию, Латвия — 30-ю, Польша — 41-ю, Россия — 92-ю, Украина — 127-ю.

Кредитные рейтинги

Минфин Беларуси получает оценки двух крупнейших международных рейтинговых агентств S&P и Fitch. Без рейтинговых заключений затруднен выход на зарубежные рынки капитала, где Беларусь занимает деньги через выпуск облигаций.

17 сентября S&P подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Беларуси в иностранной и национальной валюте на уровне «B/B» с «негативным» прогнозом.

«Негативный» прогноз по рейтингу Беларуси «указывает на риск того, что международные санкции и затяжной политический кризис могут повлиять на экономику, платежный баланс и бюджет страны в большей степени, чем мы ожидаем в следующие 12 месяцев», отмечают эксперты.

По прогнозу S&P, экономика Беларуси в 2021 году может вырасти на 2%, однако в следующем году ожидается ее снижение на 0,7% в связи с западными санкциями. Эксперты также считают вероятным, что Минск сможет смягчить воздействие санкций, перенаправляя экспорт из ЕС на другие рынки и логистические центры, прежде всего в Россию.

Агентство подчеркивает неопределенность своего макропрогноза по Беларуси с учетом сохраняющейся политической ситуации в стране, которая, «вероятно, скажется на доверии внутренних инвесторов и потребителей».

Что касается других кредитных рейтингов, то также стоит обратить внимание на классификацию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 2018 году эта авторитетная структура перевела Беларусь с 7-й до 6-й группы страновых рисков. На протяжении 19 лет с момента первой оценки Беларусь неизменно была представлена в группе стран с самым высоким, седьмым, уровнем кредитного риска. Перевод Беларуси в шестую группу позволил сократить размеры страховых премий по экспортным кредитам, предоставляемым иностранными банками белорусским предприятиям-импортерам, что в свою очередь снизило для них стоимость кредитных ресурсов.

На фоне политического кризиса появлялась информация, что Беларусь может опять опуститься в седьмую группу. Согласно данным за 25 июня 2021 года, этого не произошло.

Уровень коррупции

В Индексе восприятия коррупции, который составляет организация Transparency International, Беларусь по итогам 2020 года заняла 63-е место из 180 государств и территорий, оказавшись на одном уровне с Хорватией и Кубой.

Из соседей Беларуси лучшие показатели индекса восприятия коррупции имеют Литва (35), Латвия (42), Польша (45), хуже — Украина (117) и Россия (129).

Самые некоррупционные страны мира в 2020 году — Дания и Новая Зеландия. Замыкают список Сирия, Сомали и Южный Судан.

В разделе отчета, посвященном Беларуси, отмечается значительное улучшение индекса восприятия коррупции в стране, начиная с 2012 года. Вместе с тем говорится, что коррупция в особо крупных размерах остается проблемой для Беларуси. В 2019 году антикоррупционный орган Совета Европы, известный как Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), заявил о невыполнении Беларусью ряда рекомендаций по проведению антикоррупционных реформ.

Индекс рассчитывается с 1995 года. Он основывается на нескольких независимых опросах, в которых принимают участие международные финансовые и правозащитные эксперты. Это индекс именно восприятия коррупции, а не измерение самой коррупции. Эксперты и население могут болезненно воспринимать даже сравнительно небольшую коррупцию, но могут и считать приемлемой и нормальной даже высокую коррупцию, отмечают в Transparency International.

Уровень конкурентоспособности

Беларусь до сих пор не отображается в главном мировом рейтинге, позволяющем сравнивать государства — рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ). При этом белорусские власти последние годы прилагали усилия, чтобы страна оказалась в этом отчете. В сентябре 2019 года глава МИД Беларуси Владимир Макей встретился с президентом ВЭФ Берге Бренде и приветствовал решение организации включить Беларусь в 2020 году в доклад «Глобальный индекс конкурентоспособности».

По данным МИД Беларуси, в минувшем году Беларусь включена в состав трех групп ВЭФ: по формированию согласованного ответа на COVID-19, Региональной группы высокого уровня по выработке политики в Европе и Евразии, а также Региональной группы по формированию политики в Евразии.

Пока же Беларусь представлена в Индексе конкурентоспособности промышленности и занимает 46-е место. Он рассчитывается Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO) начиная с 2003 года. Индекс отражает «способность стран производить и экспортировать товары обрабатывающей промышленности на конкурентном уровне», акцентирует внимание на развитии обрабатывающей промышленности, подразумевая при этом влияние ее динамики на долгосрочные темпы роста.

На протяжении последних лет лидирует Германия, первую тройку замыкают Китай и США, которые обогнали Японию и Южную Корею.

Польша занимает в списке 23-е место, Россия – 35-е, Литва – 41-е, Латвия – 57-е, Украина – 69-е.

Индекс человеческого развития

Нельзя не упомянуть и рейтинг, связанный с человеческим капиталом. Тем более он учитывает ряд тесно связанных с экономикой факторов. Беларусь занимает 53-е место среди 189 стран по индексу человеческого развития, который ежегодно составляет ООН.

Беларусь остается в группе стран с высоким уровнем человеческого развития, куда входят 66 государств.  В пятерке лидеров — Норвегия, Ирландия, Швейцария, Гонконг и Исландия.

Индекс включает статистику по странам по трем ключевым показателям человеческого развития – продолжительность жизни, ожидаемая и реальная продолжительность обучения и показатель валового национального дохода по паритету покупательной способности на душу населения.

При средней продолжительности жизни в 74,8 лет, белорусы учатся более 12 лет, а валовый доход на душу населения с поправкой на паритет покупательной способности составляет 18 546 долларов. Перемещение страны с 50 на 53 место может быть связано с низким и медленно растущим валовым доходом на душу населения. И хотя в Беларуси этот показатель выше, чем в некоторых стран Европы и Центральной Азии (17 939), но значительно ниже, чем у стран с очень высоким индексом человеческого развития (44 566). Заметно также отставание Беларуси от большинства соседей по региону – России (26 157 долларов), Литвы (35 799 долларов), Польши (31 623 доллара), отмечают эксперты ООН.

Доклад 2020 года опирается на данные 2019 года и не учитывает кризис 2020 года, вызванный пандемией COVID-19. Новые данные планируются к публикации в конце 2021 года.