Юрий Александрович Привалов,
юрист

Закон N 131-З, который вступил в силу 29.10.2018, внес изменения в КоАП и ПИКоАП.
В соответствии с п. 10, 11, 13, 16 — 20 ст. 4 данного Закона в КоАП уточнены составы ряда административных правонарушений и меры административной ответственности:
— за административные правонарушения в области валютного, антимонопольного законодательства, монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции;
— нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет;
— отсутствие учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо за неотражение (неполное отражение) доходов в учете и т.д.

Изменения в сфере валютного регулирования

Согласно новой редакции ст. 11.1 и 11.2 КоАП в два раза увеличен размер штрафа для лиц, которые незаконно приняли валюту в качестве платежного средства или осуществили валютную операцию, связанную с движением капитала, без разрешения Нацбанка.

Изменились нормы диспозиции частей ст. 11.2 КоАП. В частности, введена ответственность за покушение на скупку, продажу, обмен иностранной валюты без специального разрешения (лицензии) или без государственной регистрации; за повторное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 11.2 КоАП, в течение года после административного взыскания за такое же нарушение.

Изменения в области ограничения монополистических действий и недобросовестной конкуренции

Пункт 11 ст. 4 Закона N 131-З увеличил размер штрафа за нарушение антимонопольного законодательства. Законодатель в этом случае исходил из того, что монополистические действия и недобросовестная конкуренция, направленные на вытеснение любым способом с рынка отдельных хозяйствующих субъектов либо на ограничение их экономических, организационных и иных возможностей, могут ущемить интересы потребителей, в том числе за счет снижения предложения, повышения цен на товары и услуги.

В связи с указанным цель данной правовой новации — обеспечить эффективное использование инструментов антимонопольного контроля и регулирования для развития творческой предпринимательской инициативы и производства, повышения его конкурентоспособности, удовлетворения интересов потребителей, поощрения правомерных методов ведения бизнеса.

Статья 75 Договора о ЕАЭС закрепляет общие принципы конкуренции, которые реализуются в законодательстве государств-членов в виде запретов на соглашения, которые могут ограничить или устранить конкуренцию, а также в виде санкций за действия, не допускающие, ограничивающие или устраняющие конкуренцию.

Новая редакция ст. 11.24 — 11.26 КоАП предусматривает повышение размера штрафов за нарушения антимонопольного законодательства, включая злоупотребление доминирующим положением, недобросовестную конкуренцию и т.д. Эти изменения позволяют реализовать закрепленные в п. 6 ст. 75 Договора о ЕАЭС принципы эффективности, соразмерности, обеспеченности, неотвратимости и определенности санкций за антиконкурентные действия.

Введение ответственности в сфере ЖКХ

Пункт 14 ст. 4 Закона N 131-З установил административную ответственность должностных лиц, по вине которых в извещения включается в том числе плата за дополнительные жилищно-коммунальные услуги, если договоры на их оказание с потребителями не заключались.

Такая мера направлена на защиту права потребителей жилищно-коммунальных услуг по своему усмотрению обращаться за услугами, которые в силу законодательства не являются обязательными. Подобный подход должен обеспечить соблюдение порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг, законности и правопорядка в данной сфере. Кроме того, это согласуется с конституционным требованием о недопустимости понуждения к исполнению обязанностей, не предусмотренных законодательством <*>.

Пределы штрафа позволяют индивидуализировать административную ответственность, определять размер взыскания с учетом характера деяния, степени вины лица, его финансового положения.

Введение административной ответственности за разглашение персональных данных

Пункт 24 ст. 4 Закона N 131-З установил административную ответственность за умышленное незаконное разглашение персональных данных, полученных в связи с профессиональной или служебной деятельностью <*>. Цель этой новации — создать дополнительный правовой механизм защиты граждан от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на честь и достоинство и обеспечить гарантии, что персональные данные будут использоваться не во вред правам, свободам и законным интересам их обладателей.

Изменения в размерах штрафов за нарушение порядка налогообложения

За счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений формируются доходы бюджета как экономической основы государства. Закрепление Законом N 131-З санкций за повторные неуплату либо неполную уплату налогов, сборов (пошлин), а также за нарушение порядка учета налоговым агентом доходов, подлежащих налогообложению <*>, должно обеспечить поступление налогов в бюджет в срок и законность действий лиц, ответственных за учет таких поступлений.

По мнению законодателя, это возможно за счет увеличения размера штрафов. Так, увеличился максимальный размер штрафа для всех субъектов за правонарушение, предусмотренное ст. 13.5 КоАП. Дополнительно введена ответственность за повторность правонарушения.

В 2 раза увеличен максимальный размер штрафа для всех субъектов правонарушения по ч. 1, 7 и 8 ст. 13.6 КоАП. Кроме того, введена дополнительная ответственность за повторное совершение физическим лицом, в том числе должностным, умышленных правонарушений.

Также в 2 раза увеличен максимальный размер штрафа по ч. 1 ст. 13.7 КоАП за невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в срок обязанности по удержанию и (или) перечислению налога, сбора (пошлины), если неудержанный налог (не более 4 базовых величин для индивидуального предпринимателя, не более 10 базовых величин для организации) не превышает 5% от общей суммы налогов. Дополнительно введена ответственность должностных лиц за повторные умышленные нарушения.

Повышение размеров штрафов за правонарушения, предусмотренные ст. 13.5 — 13.7 КоАП и посягающие на порядок налогообложения, позволит дифференцировать публично-правовую ответственность в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств при применении тех или иных мер государственного принуждения.

Изменения в административном процессе

В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в ПИКоАП, уточнена компетенция отдельных органов, ведущих административный процесс и уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В частности, ст. 11.11 ПИКоАП дополнена ч. 5, согласно которой собственника транспортного средства должны не позже следующего дня информировать о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.16 КоАП лица, которое не является собственником этого транспортного средства. При этом орган, наложивший административное взыскание, обязан сообщить собственнику об основаниях и условиях возможной специальной конфискации транспортного средства, если виновное лицо в последующем совершит аналогичное нарушение правил дорожного движения <*>.

Новая норма призвана защитить права собственника транспортного средства, доверившего управление им лицу, которое находилось в состоянии опьянения, и принять меры в случае привлечения этого лица к административной ответственности по ст. 18.16 КоАП.

Статью 12.2 ПИКоАП дополнила ч. 4. В результате суд (судья), за исключением судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда, экономических судов областей (г. Минска) и их судей, получили право полностью или частично освободить от государственной пошлины физическое лицо, подавшее жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связанному с предпринимательской деятельностью, исходя из имущественного положения этого лица и на основании его письменного заявления. К заявлению необходимо приложить документы, свидетельствующие о материальном и семейном положении физического лица <*>.

Тем самым ПИКоАП определил порядок освобождения судом (судьей) физических лиц от уплаты государственной пошлины за подачу жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

Корректировка норм об административной ответственности должна стимулировать правомерное поведение хозяйствующих субъектов и иных лиц, повысить предупредительное воздействие административных взысканий, минимизировать их и создать надлежащие условия для развития предпринимательской и иной экономической деятельности.