Как производственной организации отразить в учете плату за сбор отходов товаров и упаковки, если импортируется сырье по перечню, которое используется во вспомогательном производстве?

Ситуация

Организация имеет вспомогательное подразделение, которое занимается производством одного вида полимерных пакетов (по коду ТН ВЭД 3923 (3923 40)). В феврале 2021 года из России было импортировано 55 т полиэтиленовой пленки (код ТН ВЭД 3920 20 210 9) в целях изготовления из нее исключительно названной вспомогательной продукции. Ввезенная пленка и производимая вспомогательная продукция поименованы в перечне. В I квартале было использовано 53 т пленки, 2 т осталось на складе. Собственной системы сбора отходов у организации нет. Поэтому она заключила договор с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор) и в апреле 2021 года перечислила в отношении ввезенной пленки плату по итогам отчетного периода — 360 руб. <*>

На дату возникновения обязанности по Указу N 16 размер платы за пленку установлен в размере 180 руб. за тонну. В наличии есть все документы, подтверждающие фактическое расходование пленки при производстве полимерных пакетов.

—————————

<*> Начисление платы по продукции, произведенной по перечню, не рассматривается.

Когда возникает обязанность рассчитать плату

Организации должны обеспечивать сбор, обезвреживание, использование отходов (далее — сбор отходов) в отношении импортированных изделий (упаковки) из пластмасс по коду ТН ВЭД 3920, поименованных в специальном перечне, если выполняется хотя бы одно из названных условий (п. 3,  4, 5 приложения 3 к Указу N 16; ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа N 16;  п. 3 приложения 4 к постановлению N 388):

— такие изделия имеют бытовое назначение;

— они предназначаются для использования в качестве упаковки и упаковочных материалов.

В рассматриваемом случае организация ввозит изделия (полиэтиленовую пленку), поименованные в перечне, для использования в собственном вспомогательном производстве, а именно в целях изготовления полимерных пакетов. То есть пленка не предназначается для бытовых нужд, но направляется на производство упаковочной продукции. Следовательно, обязанность при ввозе пленки возникает.

Исполнить ее можно самостоятельно, организовав собственную систему сбора отходов, или заключив договор с оператором и перечислив плату на его спецсчет (абз. 2, 3 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа N 16; п. 5, 11 Положения о собственной системе сбора N 388).

Плату рассчитывают по итогам календарного квартала, в котором возникла обязанность по сбору отходов. По импортированным из России активам она возникает на дату их принятия к учету. В нашей ситуации указанная дата приходится на I квартал 2021 года (п. 2, абз. 3 ч. 4 п. 3 Положения о плате N 388).

Вместе с тем следует учитывать, что установлены случаи освобождения от внесения платы (т.е. льготы). В их числе — использование некоторых видов ввезенного сырья в производстве определенных товаров. Речь идет о сырье и товарах, поименованных в специальном перечне (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа N 16, подп. 1.10 п. 1 приложения 1 к Указу N 16).

Воспользоваться освобождением можно тогда, когда наступает право на него. В ситуациях, подобных рассматриваемой, когда ввезенная пленка импортируется с целью изготовления из нее упаковочной продукции по коду ТН ВЭД 3923 (кроме  3923 40), поименованной в перечне, освобождение можно применить не при ввозе, а при фактическом использовании и наличии подтверждающих такое использование документов. Это (п. 2 приложения 1 к Указу N 16, абз. 6 ч. 3 подп. 1.1 п. 1 Указа N 16, подп. 7.1 п. 7 приложения 2 к постановлению N 388):

— сертификаты продукции собственного производства (при наличии);

— ПУД, содержащие сведения о фактическом использовании пленки при производстве полимерной упаковки.

При отсутствии документального подтверждения надо исполнить обязанность по импортированным активам (п. 2 приложения 1 к Указу N 16, ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа N 16).

В силу сказанного в нашей ситуации под освобождение подпадает использованная для указанных целей импортная пленка. А вот по пленке, которая осталась на складе, т.е. по которой отсутствует документальное подтверждение, надо рассчитать плату и внести соответствующую сумму на счет оператора. Если в одном из последующих отчетных периодов пленка пойдет на изготовление упаковочной продукции, поименованной в перечне, что будет подтверждено документально, то в этом отчетном периоде у организации появится право на возврат и (или) зачет излишне уплаченных сумм (п. 8 — 15 Положения о плате N 388, п. 2 приложения 1 к Указу N 16).

Перечислить соответствующую сумму платы за I квартал 2021 года и отчитаться перед оператором об исполненной обязанности надо не позже последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а именно до конца апреля (п. 7 Положения о плате N 388; п. 2, 3 Положения об отчете N 388).

Бухучет платы по Указу N 16

В рассматриваемой ситуации плата вносится при ввозе сырья, использованного организацией во вспомогательном производстве. На первый взгляд может показаться, что внесение платы связано с процессом приобретения сырья, а значит, ее сумма должна формировать его фактическую себестоимость. Однако это не так. Внесение платы не сопряжено с приобретением сырья, а обусловлено исполнением обязанности по сбору отходов, которые образуются после того, как ввезенное сырье утрачивает потребительские свойства. Получается, эта плата имеет отношение не к процессу покупки сырья, а к его дальнейшему обращению. Рассчитывается она не при ввозе сырья, а по итогам квартала, в котором был осуществлен ввоз. Причем за минусом освобождаемого количества. А освобождение в нашем случае связано именно с использованием сырья в производстве.

С учетом сказанного плата по Указу N 16 не формирует стоимость сырья. По нашему мнению, ее надо отражать на тех счетах, на которых показывается расходование сырья, при ввозе которого возникает обязанность внести плату.

Как отразить начисление и перечисление платы оператору в бухгалтерском и налоговом учете, а также таблицу проводок с цифрами по описанной выше ситуации – см. далее в ilex.