Автомобиль — это источник повышенной опасности. Его эксплуатация связана с определенными рисками и особой ответственностью. Так, в случае ДТП с организации — владельца служебного автомобиля могут взыскать вред, причиненный третьим лицам.

Кто в ответе за автомобиль

Общее правило — вред имуществу, жизни и здоровью полностью возмещает тот, кто его причинил <1>. Если удастся доказать отсутствие вины, возмещать ничего не придется <2>.

В некоторых случаях вред приходится возмещать невиновным  лицам <3>. Один из таких случаев — причинение вреда автомобилем или другим источником повышенной опасности. Например, организация, которой принадлежит автомобиль, обязана возместить вред, причиненный им в ДТП. Ответственности можно избежать, если организация докажет, что:

1) причиной вреда стала:

— непреодолимая сила (например, ураганный ветер вынес автомобиль на встречную полосу) <4>;

— умысел потерпевшего (например, ДТП произошло при попытке пешехода совершить суицид);

2) автомобиль выбыл из ее обладания в результате противоправных действий других лиц (проще говоря, его угнали).

НА ЗАМЕТКУ
Работник организации может причинить третьим лицам вред при исполнении трудовых обязанностей, но не в связи с использованием источника повышенной опасности. Так, маляр может красить здании и случайно забрызгать припаркованный рядом автомобиль. Организация-наниматель не будет отвечать за вред, если докажет, что работник не виноват <5>. Например, владелец автомобиля заехал на парковку, несмотря на ограждение и информационные таблички о покраске.

За вред, причиненный автомобилем, отвечает его владелец <6>. Это не только собственник, но и тот, кто владеет автомобилем на законном основании (т.е. предусмотренном законодательством или договором) <7>, а именно:

— на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— на праве аренды;

— по доверенности и т.д.

Обратите внимание!
Если автомобиль арендуется с водителем (экипажем), то ущерб возместит арендодатель <8>. Арендатор же ответит за причиненный автомобилем вред в случае аренды без экипажа (т.е. когда за рулем будет работник арендатора) <9>.

Какой вред придется возместить организации

1. Суммы, выплаченные страховыми компаниями потерпевшим в ДТП (по автогражданке (комплексному страхованию), каско).

Организация — владелец транспортного средства должна страховать свою гражданскую ответственность за вред, причиненный им юридическим и физическим лицам <10>.

Страховая компания (в том числе Белорусское бюро по транспортному страхованию) впоследствии может взыскать с владельца автомобиля выплаченные пострадавшему страховые суммы <11>. Но это происходит только в определенных случаях. Так, право требования (суброгация) возникает в пределах выплаченных сумм к организации, ответственной за вред при ДТП, когда ее водитель <12>:

— причинил вред умышленно (кроме случаев крайней необходимости или необходимой обороны);

— был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

— отказался от медосвидетельствования;

— употребил алкоголь или наркотики после ДТП;

— не имел права на управление;

— оставил место ДТП и т.д.

Судебная практика

Автомобиль предприятия попал в ДТП и причинил вред другому транспортному средству. Виновным признан водитель предприятия, который покинул место ДТП.

Страховое общество просило суд взыскать с предприятия выплаченное страховое возмещение по автогражданке, проценты за пользование чужими денежными средствами и почтовые расходы.

Доводы предприятия о завышенном размере стоимости ремонта и неверном перерасчете размера вреда суд признал несостоятельными. С 01.01.2016 услуги по техобслуживанию и ремонту автомобилей не требуют обязательного подтверждения соответствия. Нельзя отказать в доплате страхового возмещения, если потерпевший не представит этот сертификат.

Суд иск удовлетворил. Страховщик имел право требовать возмещения расходов у лица, ответственного за причинение вреда, в случае оставления места ДТП (постановление апелляционной инстанции экономического суда Минской области от 31.01.2017 по делу N 257-4/2016/18А).

Аналогичная ситуация складывается, когда в ДТП попадает автомобиль организации без автогражданки. С пострадавшим рассчитается Белорусское бюро по транспортному страхованию. Впоследствии оно может потребовать, чтобы организация компенсировала выплаченное <13>.

Судебная практика

Организация не застраховала свой автомобиль по автогражданке. Водителя организации, совершившего ДТП, признали виновным.

Суд удовлетворил требование Белорусского бюро по транспортному страхованию о взыскании средств, выплаченных потерпевшему (решение хозяйственного суда Гродненской области от 26.08.2008 по делу N 166-9/2008).

Обратите внимание!
Страховщик может требовать от организации:
1) уплатить проценты на сумму страхового возмещения;
2) возместить расходы на определение размера вреда и оформление документов <14>.

Если у виновника ДТП — автогражданка, а у потерпевшего есть автокаско, он вправе выбрать, куда обратиться за страховым возмещением: к страховщику по автокаско или к страховщику виновника <15>.

Страховщик по автокаско истребует выплаченные суммы у страховщика по автогражданке <16>. Страховщик по автогражданке может перечислить не всю сумму. Это объясняется разным подходом к определению размера ущерба по названным видам страхования. Так, из ущерба по автогражданке вычитается стоимость обновления (с учетом износа) <17>.

В судебной практике встречаются дела, когда страховщик по автокаско пытался взыскать разницу с владельца автомобиля. Практика экономических судов по таким делам не единообразная. Полагаем, что взыскиваться должны фактические расходы за вычетом износа заменяемых частей и деталей. В случае когда по автокаско возмещение выплачивалось без учета износа, страховщик не вправе требовать разницу с лица, ответственного за убытки. Аналогичного мнения придерживаются и некоторые представители экономических судов.

2. Ущерб, превышающий лимит ответственности

Страховка ответственности позволяет возместить вред, причиненный при ДТП чужому имуществу, а также вред жизни или здоровью граждан <18>. Однако страховая организация действует в пределах установленного лимита — 10 000 евро <19>.

Вред, причиненный личности или имуществу, возмещается в полном объеме. Поэтому организация отвечает за причиненный ее автомобилем вред, когда лимит ответственности превышается <20>.

Судебная практика

В ДТП с участием автомобилей, принадлежавших ОАО «Г» и предприятию «А», был виновен водитель ОАО «Г».

Ремонт автомобиля предприятия «А» потребовал 11 млн бел. руб. По страховке оно получило 3,85 млн бел. руб. В связи с этим предприятие «А» просило суд взыскать разницу с ОАО «Г».

Суд требование не удовлетворил. Сумма вреда не превышала установленного лимита ответственности. Кроме того, при расчете вреда не учитывался износ автомобиля, а ремонт был сделан спустя длительное время после ДТП (постановление апелляционной инстанции хозяйственного суда Гомельской области от 19.03.2012 по делу N 9-3/2012-32А).

3. Ущерб, причиненный не в результате страхового случая

Страховые компании такой ущерб не возмещают. Но пострадавшая сторона вправе потребовать этого от владельца автомобиля. Например, страховым случаем не считается ДТП, не зарегистрированное в ГАИ (если не заполнялись бланки извещения о ДТП) <21>.

4. Моральный вред

Наряду с имущественным вредом, вредом жизни и здоровью, владелец автомобиля обязан возмещать и моральный вред <22>. Под таким вредом понимают страдания человека, связанные с физической болью (травмы) или эмоциональными переживаниями (боль от потери близкого человека) <23>.

Обратите внимание!
Моральный вред, упущенная выгода и вред, причиненный собственному имуществу, за счет автогражданки не компенсируются <24>.

Размер данной компенсации не зависит от размера имущественного вреда <25>. Моральный вред компенсируется в денежной форме. При этом в ситуации, когда речь идет о вреде жизни или здоровью, компенсация не зависит от вины причинителя вреда <26>.

Судебная практика

Работник М. в качестве пассажира ехал в командировку на автомобиле. Автомобиль по договору ссуды с водителем В. находился во владении и пользовании ООО «А». М. сидел на пассажирском сидении и результате ДТП получил тяжкие телесные повреждения.

М. просил взыскать с ООО «А» компенсацию морального вреда. ООО «А» полагало, что не обязано возмещать вред. Владельцем источника повышенной опасности был В.

Суд требование удовлетворил. ООО «А» владело автомобилем на законном основании по договору ссуды (определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 19.12.2016).

5. Суммы, выплаченные пострадавшим в ДТП, в связи с несчастным случаем на производстве

Если в ДТП пострадали люди, которые в рабочее время выполняли трудовые обязанности, то это несчастный случай на производстве. Пострадавшему выплатят страховое обеспечение. В дальнейшем Белгосстрах имеет право требования в пределах выплаченной суммы к организации или физлицу, ответственным за вред жизни или здоровью. Исключение составляет случай, когда за вред отвечает работодатель пострадавшего <27>. Автогражданка может покрыть часть этих выплат в пределах лимита <28>.

Судебная практика

В несчастном случае на производстве (ДТП) с И. виновным признан водитель предприятия.

Суд удовлетворил требование Белгосстраха к предприятию и взыскал затраты по возмещению ФСЗН выплаченной И. пенсии по инвалидности (решение хозяйственного суда Гродненской области от 12.12.2008 по делу N 527-4/3/2008).

6. Упущенная выгода

Помимо реального ущерба, лицо, которому причинен вред, вправе взыскать упущенную выгоду (неполученные доходы) <29>. На практике сделать это проблематично: пострадавшая сторона должна доказать размер доходов, которые не получила.

Судебная практика

Истец требовал взыскать с ответчика упущенную выгоду. Причиной требования стал простой автомобиля, поврежденного в результате ДТП по вине работника ответчика.

Истец не смог доказать достоверность (реальность) доходов, которые мог получить, работая в обычных условиях. Факт, что он принял конкретные меры для получения упущенной выгоды, истец тоже не подтвердил. Какие это были меры — не конкретизировал.

Суд требование не удовлетворил (решение хозяйственного суда Могилевской области от 07.04.2011 по делу N 801-5/2010).

Что может предпринять организация

1. Дополнительно застраховать ответственность на случай недостаточности страхового возмещения по автогражданке. Плата за страховку будет выше, но зато сможет полностью возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу <30>.

2. Участвовать при рассмотрении дела ГАИ, чтобы защитить свои интересы. В судебном разбирательстве в деле о возмещении ущерба в результате ДТП на служебном автомобиле организация будет ответчиком.

3. Доказать, что <31>:

— вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего;

— не владела в момент ДТП автомобилем по причине противоправных действий других лиц. Правда, судебная практика свидетельствует, что этот факт устанавливается только по приговору суда, после того как владелец автомобиля обратится в правоохранительные органы (см. например, постановление апелляционной инстанции хозяйственного суда Гомельской области от 21.02.2011 по делу N 1144-4/2010-27А).

Судебная практика

Организация ссылалась на то, что ДТП произошло в воскресенье, в выходной день. Виновный в ДТП водитель организации в этот день свои служебные обязанности не исполнял. На линию он не выходил, путевого листа не имел. Водителю на основании приказа разрешалось ставить автомобиль по месту жительства в нерабочее время. Однако им запрещалось пользоваться без путевого листа, в выходные и праздничные дни, а также в нерабочее время.

Суд не принял доводов организации во внимание и взыскал в пользу страховой компании сумму страхового возмещения и проценты (постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда от 28.04.2016 по делу N 341-3/2015/33А/427К).

4. Просить уменьшить сумму морального вреда. Он компенсируется и при отсутствии вины, когда дело касается жизни и здоровья пострадавших в ДТП <32>.

Судебная практика

В результате ДТП погибла мать истицы. В действиях водителя автобуса не было состава преступления, он технически не мог избежать наезда на пешехода. Владелец автобуса — ОАО.

Обстоятельства, исключающие ответственность ОАО, отсутствовали. Суд первой инстанции обоснованно взыскал компенсацию морального вреда в пользу дочери и внука погибшей. Суд кассационной инстанции уменьшил размер компенсации. Водитель не был виновен в ДТП, а погибшая находилась в легкой степени алкогольного опьянения (определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 13.01.2016).

5. Предъявить регрессное требование к водителю. Организация, которая возместила третьим лицам причиненный работником вред, вправе выставить обратное (регрессное) требование в размере возмещения <33>.

Если размер ущерба не превышает трех среднемесячных зарплат, сумму ущерба можно удержать из заработка работника <34>. Если возместить ущерб таким способом не получается или величина вреда выходит за предельные размеры, можно подать иск в суд.

Судебная практика

ДТП произошло по вине водителя предприятия. Суд взыскал с предприятия компенсацию морального вреда в пользу потерпевших и родственников погибших.

Предприятие подало иск к водителю о возмещении материального ущерба. Суд требование удовлетворил частично с учетом материального и семейного положения водителя (определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 09.02.2017).