Иногда в банк за кредитом обращаются физлица, у которых истек срок действия паспорта. Что в этом случае предпринимает банк — давайте разберемся.

Последствия истечения срока действия паспорта

Гражданам, которые не достигли 64 лет, паспорт нужно обменивать каждые 10 лет <*>, а после 64 лет паспорт выдается до достижения гражданином 100 лет <*>. Дата, до которой паспорт действителен, указана в нем на странице 31. Для обмена паспорта гражданин может менее чем за один год до истечения срока его действия обратиться для его обмена в ОГИМ УВД или иной госорган, уполномоченный на это законодательством об административных процедурах <*>. На обмен отведен 1 месяц или 15 дней — когда гражданин пожелал обменять паспорт ускоренно. Для обмена паспорта в срочном порядке отводится 7 дней. В случае истечения срока его действия паспорт становится недействительным <*>.

———————————

<*> Паспорта, выданные до 9 августа 2012 г., действительны до окончания срока их действия, в том числе если этот срок более 10 лет <*>.

Просроченный паспорт подлежит изъятию должностным лицом ОВД <*>.

Обмен паспорта — административная процедура. Срок действия документов, выданных в том числе при осуществлении административных процедур, продлевается на шесть месяцев, если срок действия этих документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г. <*>.

Если срок действия паспорта гражданина Республики Беларусь истек (истекает) начиная с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г., то он не будет являться недействительным, а срок его действия продлевается на шесть месяцев <*>. Автоматическое продление срока действия паспорта не препятствует гражданину обратиться в ОВД для обмена паспорта <*>.

Как действует банк, когда паспорт физлица просрочен

Данные о паспортах клиентов банков, их представителях, включая информацию о сроке действия, хранятся в МСИ <*>.

Срок хранения данных о клиенте, его представителе в МСИ — не менее пяти лет с даты последнего проведения процедур идентификации клиента, его представителя, обновления (актуализации) данных о клиенте участником МСИ, к которым относятся и банки <*>. В случае выявления в МСИ неактуальных данных они блокируются владельцем МСИ — НКФО ЕРИП <*>. Блокировка происходит не позднее банковского дня, следующего за днем, с которого данные стали неактуальными. О блокировке клиент, его представитель информируются владельцем МСИ при регистрации или аутентификации <*>. Таким образом, когда клиент-физлицо заблокирован в МСИ, у банка нет возможности заключить кредитный договор в электронной форме с физлицом, у которого истек срок действия паспорта.

Законодательством установлена необходимость идентификации участника финансовой операции, в частности, при заключении договора на осуществление финансовой операции в письменной форме <*>. Для проведения идентификации физлицо, его представитель обязаны предоставить в банк документы, необходимые для идентификации <*>. Идентификация физлиц при их личном обращении за предоставлением кредита может проводиться, в частности, на основании документа, удостоверяющего личность, к реквизитам которого относится идентификационный номер <*>. Идентификационный номер, указанный в паспорте, остается неизменным на протяжении всего периода существования записи в регистре населения <*>. Данные, полученные при идентификации, банк обязан передать в МСИ <*>.

Срок действия паспорта относится к другим данным, которые банк передает в МСИ <*>. В случае неактуальности данных они блокируются МСИ.

На заметку
При обращении физлица за предоставлением кредита банк имеет право отказаться от заключения кредитного договора, в частности, когда:
— имеются сведения о том, что предоставленная кредитополучателю сумма кредита не будет возвращена (погашена) в срок;
— при наличии иных оснований, способных повлиять на выполнение кредитополучателем обязательств по кредитному договору или предусмотренных законодательством Республики Беларусь
<*>.

Отметим, что решение вопроса о предоставлении кредита относится к компетенции банка и принимается с учетом требований ЛПА. Основания для отказа в кредитовании могут предусматриваться в ЛПА банка. Среди них может быть и предъявление потенциальным кредитополучателем недействительных документов, удостоверяющих личность. При принятии решения о кредитовании или об отказе в кредитовании банк, как правило, анализирует ряд факторов: кредитоспособность, сведения, содержащиеся в кредитных историях и др. В случае отказа в предоставлении кредита физлицу банкам рекомендовано доступно, аргументировано и компетентно объяснять заявителям причины принятия отрицательного решения о предоставлении кредита <*>.

Отметим также, что предоставление клиентом банку документов (их копий), вызывающих сомнение в их подлинности (достоверности), — один из признаков подозрительных финансовых операций <*>. При выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения:

— сотрудник банка действует в порядке, определенном п. 65 Инструкции N 818;

— банк вправе принять решение об отказе в осуществлении финансовой операции <*>.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex